Голубева М.Г., заведующий отделом мониторинга, аналитической деятельности и консалтинга МБУ ГЦОКО Формирование модели муниципальной системы оценки качества образования
Реализация национальной инициативы «Наша новая школа» в городе, в конкретном образовательном учреждении зависит от каждого, кто имеет отношение к образованию: министра, муниципального служащего, руководителя образовательного учреждения, учителя, ученика, родителя... Высокое качество образования, качество образовательных услуг начинается на рабочем месте каждого из нас. От этого во многом зависит и общий результат. Д.А. Медведев
Проблема формирования муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) рассматривается как формирование совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально- методологической основе оценку образовательных достижений, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.
О б р а з о в а т е л ь н ы е у ч р е ж д е н и я Организационно-функциональная структура МСОКО г. Костромы Отдел мониторинга МБУ ГЦОКО Общеобразовательные учреждения Дошкольные образовательные учреждения Учреждения дополнительного образования детей Общественные институты управления образования: управляющие советы, родительские комитеты и т.д. Управление образования Администрации города Костромы организуют систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения; обеспечивают развитие СОКО образовательного учреждения на основе программы развития и образовательной программы ; своевременно предоставляют достоверную информацию в рамках МСОКО, запрашиваемую МБУ ГЦОКО. осуществляет инструктивно- методическое обеспечение; проводит социологические и статистические исследования по вопросам качества образования; обеспечивает организационно-технологическоесопровождение ; осуществляет сбор, обработку, хранение, анализ, интерпретацию и предоставление информации о состоянии и динамике развития системы образования. осуществляют общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательных учреждений; инициируют и участвуют в организации конкурсных мероприятий; принимают участие в формировании информационных запросов основных пользователей МСОКО. формирует единые концептуальные подходы к ОКО; координирует работу различных структур по вопросам ОКО; утверждает регламенты информационного обмена пользователей МСОКО; определяет состояние и тенденции развития муниципальной системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию качества образования в городе.
Управление качеством образования на муниципальном уровне Обеспечить качество системы качества: научная и правовая обоснованность проводимых процедур оценки; достоверность, необходимость и достаточность данных; открытость результатов для общественной оценки и сравнительного анализа; готовность всех участников образовательного пространства к восприятию и пониманию получаемой информации; плановость проводимых исследований.
Управление качеством образования на муниципальном уровне Обеспечить использование результатов исследований и оценки в практике управления образованием: на основе выделенных факторов, влияющих на образовательные результаты – принятие решений о мерах по улучшению показателей; принятие решений включено в цикл совершенствования и развития муниципальной системы образования; отработка моделей принятия решений на основе данных об учебных достижениях: руководителями органов управления образования; руководителями образовательных учреждений; педагогами.
Условия формирования МСОКО однозначно понимаемые требования к качеству деятельности регулярность и систематичность мониторинговых исследований многоаспектность оценок качества образования ожидаемые результаты глубокое осознание выявленных достижений и недостатков; активизация педагогических коллективов к осознанной многогранной деятельности; стимулирование активности, нацеленность на развитие; инновационная деятельность ОУ; эволюционный путь развития ОУ.
Становление МСОКО Отдел мониторинга, аналитической деятельности и консалтинга в МБУ ГЦОКО Цикл разноуровневых информационных совещаний, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций Регулярные мониторинговые исследования Веб-узел «Мониторинг состояния системы образования» (Интернет-представительство МБУ ГЦОКО Электронные базы данных Рейтинг школ по отдельным критериям и индикаторам для родительской общественности;
Информационное обеспечение деятельности отдела через Интернет-ресурс. Web-узел «Мониторинг состояния системы образования г. Костромы» Информационное обеспечение деятельности отдела через Интернет-ресурс. Web-узел «Мониторинг состояния системы образования г. Костромы» Kostroma_EDU/gcoko/monitoring/default.aspx)
Общественная экспертиза по критерию «Удовлетворённость деятельностью образовательного учреждения»
Электронные базы данных
Рейтинг общеобразовательных учреждений
Кадровый потенциал ОУ
Информационно-техническое обеспечение образовательного процесса
Участие в конкурсном движении (учреждения, учащиеся)
Рейтинг ОУ (сентябрь 2009 г. – май 2010 г.)
Проблемы и противоречия: отсутствие совокупности критериев качества образования для комплексной оценки результатов образования и условий его организации; достоверность и объективность предоставления первичных данных; инертность общественности в формировании социального заказа образованию и в участии МСОКО; развитие менеджмента качества общего образования (отсутствие отработанных моделей принятия решений на основе полученной информации для быстрого реагирования на ситуацию).
Перспективы: «Прозрачность» деятельности Управления образования в оценке качества образования, полнота и доступность информации для всех социальных партнеров системы образования. Активное использование уже созданных и разработка новых механизмы участия общественности в системе оценки качества образования. Обобщение опыта образовательных учреждений города по организации школьной системы оценки качества образования. Разработка и внедрение муниципального стандарта качества. Модернизация инструментария сбора информации, информационных потоков.
В целом построение муниципальной системы оценки качества образования должно способствовать обеспечению объективности и справедливости при приеме в профессиональные образовательные учреждения для продолжения обучения; укреплению единого образовательного пространства; повышению информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений по продолжению образования или трудоустройству; разработке и принятию обоснованных управленческих решений по обеспечению повышения качества образования.