Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей методических объединений, учителей начальных классов по теме: «Реализация программы коррекционной работы на ступени начального общего образования в условиях реализации ФГОС» 28 апреля 2011г.
Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования в условиях реализации ФГОС: цели и задачи; структура и содержание; пять модулей программы: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно- развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический; этапы создания и реализации программы коррекционной работы.
Программа коррекционной работы создается совместно с педагогами-психологами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, учителями физкультуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа коррекционной работы направлена на преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы начального общего образования, оказание помощи учащимся, столкнувшимися с проблемами такого рода.
Коррекционно – развивающая программа составляется на основе Закона об Образовании, ФГОС, Устава школы. Цель: создание специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия для успешной социализации учеников. Задачи. Педагогическая коррекция отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных воспитанников. Реализация комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями ПМПК). Устранение причин нравственной деформации и отклонений в поведении. Предполагаемый результат: достижение ребенком планируемых результатов освоения Образовательной программы.
Программа предусматривает использование следующих документов карта медико-психолого-педагогического сопровождения диагностическая карта школьных трудностей индивидуальный образовательный маршрут дневник наблюдений.
Требования к разделам Программа коррекционной работы должна содержать: - перечень, содержание и план реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении и освоение ими программы;
систему комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, - мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы, - планируемые результаты коррекцион-ной работы,
описание специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности: (использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий).
Изучение ребенка Содержание работыГде и кем выполняется работа Медицинс кое Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации. Физическое состояние учащегося. Школьный медицинский работник, педагог. Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом. Беседа врача с родителями. Психолого - логопе дическ ое Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития. Внимание. Мышление. Память. Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время (учитель). Специальный эксперимент (психолог). Беседы с ребенком, с родителями. Изучение письменных работ (учитель). Специальный эксперимент (логопед). Социально - педаго гическ ое Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания. Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Мотивы учебной деятельности. Эмоционально- волевая сфера. Преобладание настроения ребенка. Особенности личности. интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Посещение семьи ребенка (учитель, соц. педагог). Наблюдения во время занятий. Изучение работ ученика (педагог). Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель). Беседа с родителями и учителями- предметниками. Специальный эксперимент (педагог, психолог). Анкета для родителей и учителей. Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности. Программа медико-психолого- педагогического изучения ребёнка
НаправленияИсследовательские задачиСодержание и формы работы Ожидаемые результаты Диагностичес кое Повышение компетентности педагогов по проблеме исследования. Диагностика школьных трудностей обучающихся. Реализация спецкурса для педагогов. Изучение индивидуальных карт диагностики Анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение. Характеристика образовательной ситуации в школе. Диагностические портреты детей (карты диагностики, карты школьных трудностей). Характеристика групп учащихся ПроектноеПроектирование образовательных маршрутов. Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов Индивидуальные карты медико- психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ. Аналитическ ое Обсуждение возможных вариантов решения проблемы. Медико-психолого- педагогический консилиум. План заседаний медико- психолого-педагогического консилиума школы. Направления и задачи коррекционной работы
Этапы создания и реализации программы коррекционной работы Концептуальный Проектный Технологический Заключительный (аналитико-обощающий).
Удачи в работе!