Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста
Значение диагностического обследования Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо выявлять характер речевых нарушений, их глубину и степень, уметь анализировать, какие компоненты речи они затрагивают. Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо выявлять характер речевых нарушений, их глубину и степень, уметь анализировать, какие компоненты речи они затрагивают.
Диагностика включает в себя обследование следующих компонентов речи: звуковая сторона речи – уровень фонематического восприятия и состояние фонематического анализа и синтеза; звуковая сторона речи – уровень фонематического восприятия и состояние фонематического анализа и синтеза; словарный запас; словарный запас; грамматический строй речи; грамматический строй речи; состояние связной речи состояние связной речи
Уровень фонематического восприятия и состояние фонематического анализа и синтеза
Фонематическое восприятие Обследование можно проводить начиная с 5 лет. Заключается оно: Обследование можно проводить начиная с 5 лет. Заключается оно: во-первых – в повторении слогов с оппозиционными звуками (па – ба, та – на, во-первых – в повторении слогов с оппозиционными звуками (па – ба, та – на, мя – ма и т.д.); мя – ма и т.д.); во-вторых – дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении (миска – мишка, крыса – крыша, чёлка – щёлка). во-вторых – дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении (миска – мишка, крыса – крыша, чёлка – щёлка).
Состояние фонематического анализа и синтеза С 5 лет: выделение первого ударного гласного в начале слова (Аня, аист, оса, утка); С 5 лет: выделение первого ударного гласного в начале слова (Аня, аист, оса, утка); С 6 лет: определение первого согласного звука в слове, последнего согласного звука в слове, определение последовательности звуков в слове. С 6 лет: определение первого согласного звука в слове, последнего согласного звука в слове, определение последовательности звуков в слове.
Обследование словарного запаса дошкольника
Пассивный словарь – - понимание значений слов, различных грамматических форм словоизменения, дифференциация форм словообразования.
Активный словарь - конкретные существительные (по лексическим темам); обобщающие понятия; существительные, обозначающие части тела, предметов; названия профессий; глагольный словарь; словарь признаков; подбор антонимов (с 6 лет).
Обследование грамматического строя речи употребление существительных в Именительном падеже единственного и множественного числа; употребление существительных в Именительном падеже единственного и множественного числа; употребление формы Родительного падежа множественного числа существительных; употребление формы Родительного падежа множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе; согласование прилагательных с существительными в числе; согласование числительного с существительным; согласование числительного с существительным; образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами; образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами; образование названий детёнышей; образование названий детёнышей; образование прилагательных от существительных (с 6 лет) – относительных, притяжательных; образование прилагательных от существительных (с 6 лет) – относительных, притяжательных; образование приставочных глаголов (с 6 лет) образование приставочных глаголов (с 6 лет)
Состояние связной речи Предлагается: Предлагается: пересказ текста; пересказ текста; составление описательного рассказа; составление описательного рассказа; рассказ по сюжетной картинке; рассказ по сюжетной картинке; по серии сюжетных картинок. по серии сюжетных картинок.
Пересказ - этот вид речевой деятельности занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Анализ составленных пересказов в процессе обследования состояния связной речи базируется на показателях развития связной речи.
Показатели развития связной речи: раскрытие темы; раскрытие темы; самостоятельность; самостоятельность; лексико – грамматическое оформление; лексико – грамматическое оформление; объём рассказа; объём рассказа; смысловая целостность; смысловая целостность; средства связи; средства связи; плавность изложения; плавность изложения; выразительность выразительность
Схема оценки уровней выполнения заданий на составление пересказа
Высокий уровень Пересказ составлен самостоятельно, полностью передаёт содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Пересказ составлен самостоятельно, полностью передаёт содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. Речь плавная, паузы единичны. Речь плавная, паузы единичны.
Средний уровень Пересказ составлен с помощью побуждения, стимулирующих и наводящих вопросов. Пересказ составлен с помощью побуждения, стимулирующих и наводящих вопросов. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста. Единичные смысловые несоответствия, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений, большое количество пауз. Единичные смысловые несоответствия, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений, большое количество пауз.
Низкий уровень Пересказ составлен по наводящим вопросам. Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений.
Уровень развития речи влияет на успешную адаптацию и успешное обучение в школе. Это объясняется тем, что процесс любой учебной деятельности невозможен без речевой активности ребёнка (ответы на вопросы, рассуждения при решении задачи, устная подготовка домашнего задания и т.д.) Уровень развития речи влияет на успешную адаптацию и успешное обучение в школе. Это объясняется тем, что процесс любой учебной деятельности невозможен без речевой активности ребёнка (ответы на вопросы, рассуждения при решении задачи, устная подготовка домашнего задания и т.д.)
Поэтому, педагогам детского дошкольного учреждения следует уделять огромное внимание повышению уровня развития речи. А успешность данной работы невозможна без правильно и грамотно проведённой и проанализированной диагностической деятельности педагога.
Литература Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., Арти г. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., Арти г. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. Владос г. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. Владос г. Балобанова В.П. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сборник метод. рекомендаций. – СПб.: Детство-пресс, 2000 г. Балобанова В.П. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сборник метод. рекомендаций. – СПб.: Детство-пресс, 2000 г. Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е.Левиной. – М., Просвещение, 1967 г. Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е.Левиной. – М., Просвещение, 1967 г.