Муниципальное образовательное учреждение Шарьинский Центр диагностики и консультирования Обобщение опыта работы учителя – логопеда Соловьевой Людмилы Владимировны Развитие мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников г.Шарья2006г.
Актуальность проблемы Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. В этой связи ряд авторов (И.Н.Садовникова, А.Н.Корнев, М.М.Безруких)указывает на несформированность пальцевого праксиса. Это зависит от определенных функциональных или органических нарушений центральной нервной системы, а также может развиваться и при отсутствии неврологической симптоматики. Опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму. Это уже с первых дней создает комплекс трудностей. У детей часто очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низкий уровень зрительно- моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти. Нередко дети не умеют правильно держать карандаш и ручку, не знают, как правильно сидеть и расположить бумагу. Сюда же подключаются проблемы с осуществление звукобуквенного анализа. Все это затрудняет, иногда даже делает невозможным успешное формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения. «Каракули», «небрежный» почерк в тетрадях не от нежелания, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований возможностям ребенка. Своевременная диагностика состояния мелкой моторики у детей и коррекция ее нарушений может предупредить трудности освоения письма, сделает его удобочитаемым, по-настоящему, необходимым средством коммуникации.
Цель и задачи коррекционной работы Основная цель – развитие изобразительно-графических способностей. Осуществляется по двум направлениям: развитие графомоторных навыков; овладение графической символизацией. Задачи: развитие мелкой мускулатуры пальцев и кистей рук; формирование реального отображения предметов; выработка умения пропорционально изображать фигуры, учитывая размеры и величину углов.
Факторы, влияющие на формирование графомоторных навыков Графомоторные навыки Зрительное восприятие Произвольная графическая активность Зрительно- моторные координации
Задания и упражнения по развитию мелкой моторики Мелкая мускулатура пальцев и кистей рук упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений: «Кошка» «Зайчик» «Козочка» «Кошка» «Зайчик» «Козочка»«
«Колечки» «Силовые колечки» «Колечки» «Силовые колечки» «Игра на фортепиано», «Лесенка», массаж кистей и пальцев рук. «Игра на фортепиано», «Лесенка», массаж кистей и пальцев рук. действия с иголкой, крючком, вязальными спицами. Зрительный анализ и синтез упражнения на определения правых и левых частей тела; задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам; Игры с условиями по выбору нужных направлений.
Графическая символика задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их символами). Зрительно-моторная координация копирование и моделирование фигур из деталей. Зрительное восприятие задания на узнавание контурных изображений предметов, перечеркнутых контурных изображений, наложенных друг на друга; задания на узнавание букв, соотнесение их формы, величины, цвета; упражнения на нахождение на картинах похожих или одинаковых предметов. Зрительная память задания на опознавание предмета, отсутствующего в другом варианте; задания на выявление отсутствующей буквы; упражнения на восстановление первоначального расположения предметов, фигур на картине.
Уровень развития графомоторных навыков учащихся 2 класса