МДОУ Расловский детский сад Проект «Экологическая тропа»
Актуальность проекта: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, насекомых, птиц и животных Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, насекомых, птиц и животных
Цель: Сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Задачи: Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы. Формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними; Формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними; Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому (растениям и животным). Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому (растениям и животным). Развивать эстетическое восприятие природных явлений. Развивать эстетическое восприятие природных явлений.
Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру. Закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц. Закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц. Научить называть основные деревья, кустарники, травянистые растения, ягоды, грибы, насекомых, диких и домашних животных и птиц (в соответствии с возрастом). Научить называть основные деревья, кустарники, травянистые растения, ягоды, грибы, насекомых, диких и домашних животных и птиц (в соответствии с возрастом). Приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы и на огороде, клумбе. Приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы и на огороде, клумбе.
Проектная идея: Создать на территории и вне территории детского сада экологическую тропу, экспериментальные площадки. Создать на территории и вне территории детского сада экологическую тропу, экспериментальные площадки. Участники проекта: Дети - дошкольники МДОУ Расловский детский сад. Дети - дошкольники МДОУ Расловский детский сад.
Ожидаемый результат: Осознанно-направленное отношение детей к живой и неживой природе. Сформированные знания о живой и неживой природе. Способы оценки: наблюдение, беседы, анализ продуктов творчества детей. Сроки реализации: 3 года: годы.
Обеспечение проекта: Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины, экскурсии, проведение наблюдений…) Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины, экскурсии, проведение наблюдений…) Материально - техническое (компьютер, фотоаппарат, карта-схема таблички-указатели с названием станций, «хозяин тропы» - деревянная скульптура, кормушки, лавочки…) Материально - техническое (компьютер, фотоаппарат, карта-схема таблички-указатели с названием станций, «хозяин тропы» - деревянная скульптура, кормушки, лавочки…) Экспериментальные площадки: «зелёная грядка» - выращивание зелени и овощей, лекарственные травы, дендрарий, цветники, озеленение территории детского сада, экологическая тропа, растения луга. Экспериментальные площадки: «зелёная грядка» - выращивание зелени и овощей, лекарственные травы, дендрарий, цветники, озеленение территории детского сада, экологическая тропа, растения луга.
Методы проекта: исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность; наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность; словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции; словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции; технология моделирования; технология моделирования; релаксация. релаксация.
Стратегия осуществления проекта: Данный проект осуществляется на базе МДОУ Расловский детский сад под руководством воспитателей. Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагогов – родителей, а также в совместной деятельности каждого участника проекта. Данный проект осуществляется на базе МДОУ Расловский детский сад под руководством воспитателей. Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагогов – родителей, а также в совместной деятельности каждого участника проекта.
Форма организации проекта: Познавательные занятия (аппликация, лепка, рисование, музыка, развитие речи, природный и социальный мир, ручной труд, конструирование из природного материала). Познавательные занятия (аппликация, лепка, рисование, музыка, развитие речи, природный и социальный мир, ручной труд, конструирование из природного материала). Экскурсии. Экскурсии. Экологические викторины «Как мы можем помочь птицам зимой», «Что растёт в лесу». Экологические викторины «Как мы можем помочь птицам зимой», «Что растёт в лесу». Развлечения «День Нептуна», «Как звери готовятся к зиме», «Праздник берёзки». Развлечения «День Нептуна», «Как звери готовятся к зиме», «Праздник берёзки». Спортивно-оздоровительная деятельность (дыхательная и пальчиковая гимнастика, обучение элементарным приёмам самомассажа, закаливание, физкультурное на прогулке, пешие прогулки, подвижные игры, походы). Спортивно-оздоровительная деятельность (дыхательная и пальчиковая гимнастика, обучение элементарным приёмам самомассажа, закаливание, физкультурное на прогулке, пешие прогулки, подвижные игры, походы).
Этапы осуществления проекта: 1.Организационный (2010 – 2011 уч. год) Подбор методической и художественной литературы. Подбор методической и художественной литературы. Подбор экспонатов, картин. Подбор экспонатов, картин. Изготовление пособий, карточек. Изготовление пособий, карточек. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Разработка занятий, определение тематики бесед. Разработка занятий, определение тематики бесед. Тематическое планирование. Тематическое планирование. Установление контактов. Установление контактов. Выбор объектов для экскурсии. Выбор объектов для экскурсии. Подбор музыкального репертуара. Подбор музыкального репертуара. Разработка сценариев, экологических викторин, развлечений. Разработка сценариев, экологических викторин, развлечений. Подбор спортивного инвентаря и литературного сопровождения к физминуткам. Подбор спортивного инвентаря и литературного сопровождения к физминуткам.
2.Реализация проекта (2011 – 2012 уч. год и 2012 – 2013 уч. год) Рисование: Рисование: Цель: развивать графические навыки, образное мышление. Цель: развивать графические навыки, образное мышление.
Аппликация: Цель: Развивать мелкую моторику. Закреплять сенсорные эталоны.
Занятие по флористике: Цель: Развивать мелкую моторику. Закреплять сенсорные эталоны.
Конструирование из природных материалов: Цель: Развивать мелкую моторику. Закреплять сенсорные эталоны.
Лепка: Цель: развивать мелкую моторику, воображение.
Ознакомление с художественной литературой: Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.
Игры и беседы по экологии: Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.
Опыты и исследовательско-поисковая деятельность: Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
Экологические занятия: Цель: Воспитание нравственных качеств у ребенка.
Спортивно - оздоровительный центр: Цель: Воспитание потребности вести здоровый образ жизни.
3. Обобщающий (апрель – июнь 2013 года). Обобщение опыта работы по реализации проекта «Экологическая тропа», оформление материалов и разработок, наглядности, фотоальбома. Обобщение опыта работы по реализации проекта «Экологическая тропа», оформление материалов и разработок, наглядности, фотоальбома.