ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Исследовательская внеурочная деятельность обучающихся как средство повышения учебной мотивации при изучении физики Орлова И.В., учитель физики Муниципальное образовательное учреждение Фоминская средняя общеобразовательная школа.
Мотивированные дети – это дети, обладающие высокой степенью самостоятельности, любознательные, уверенные в своих силах, умеющие ставить цели, способные проводить самоанализ своей деятельности. Мы хотим учиться!
Внеурочная исследовательская деятельность детские «почему?», являющиеся источником любого исследования -мощный стимул к изучению науки вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию его удовлетворенности собой и своим результатом, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации исследовательской деятельностью могут заниматься не только успешные ученики, но и те, которые испытывают трудности при изучении предмета (дети осознают личную заинтересованность в приобретаемых знаниях)
Цель проекта - развитие учебной мотивации школьников к физике
Задачи Изучить и проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе. Установить исходный уровень учебной мотивации обучающихся к предмету. Разработать систему исследовательской деятельности по физике во внеурочное время. Привлечь обучающихся, испытывающих трудности в изучении предмета, к исследовательской деятельности. Проследить динамику развития учебной мотивации. Оформить результаты работы.
План реализации проекта Этапы проекта Сроки исполнения Задачи этапа 1. Подготовительный Январь - май Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме. 2.Сформировать гипотезу проекта. 3.Построить модель проекта. 4.Провести входящую диагностику. 2. Практический Сентябрь 2008 – май Осуществить апробацию проекта 3. ОценочныйМай Оценить промежуточные результаты. 2.Внести необходимые коррективы в содержание проекта. 4. Развивающий Сентябрь апрель 2012 Переход системы внеурочной исследовательской деятельности обучающихся из экспериментального в штатный режим 5.АналитическийМай Осуществить анализ эффективности реализации проекта.
Ожидаемые результаты проекта % обучающихся контрольной группы занимаются внеурочной исследовательской деятельностью систематически, еще 10 % - эпизодически. 2. Увеличение показателей качества обучения по предмету. 3. Повышение уровня учебной мотивации к физике. 4. Постоянное формирование «Банка интересных вопросов по предмету». 5.Успешное участие обучающихся в научно- практических конференциях различного уровня.
Критерии эффективности проекта КритерийКоличественные показатели Включенность обучающихся в исследовательскую деятельность Количество обучающихся, занимающихся внеурочной исследовательской деятельностью Количество участников научно- практических конференций обучающихся Уровень учебной мотивации к предмету Качество обучения по физике Уровень учебной мотивации ( http//: ) Успешность обучающихсяКоличество победителей и призеров научно-практических конференций различного уровня
Входная диагностика первичной мотивации
Качество обучения – 63 %
Банк интересных вопросов Ученик Педагог Родитель Ученик Банк интересных вопросов
Уровни исследовательской деятельности I уровень – предполагает вхождение в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через исследовательскую работу в группе с максимальной помощью учителя II уровень – предполагает индивидуальную деятельность с максимальной помощью учителя или исследовательскую работу в группе с минимальной помощью учителя III уровень – предполагает собственно научную, исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием, выдвижением научных гипотез и защитой своих идей
Этапы исследовательской работы Этап 1. Подготовительный, включающий в себя формулировку цели, задач исследования; подбор, просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составление библиографической картотеки; выбор источников, требующих детального изучения; просмотр информации по теме в сети «Интернет» п\п АвторНазвание источника Год издания (номер журнала, газеты; адрес сайта) Страницы текста
Этапы исследовательской работы Этап II. Планирование работы, включающий составление календарного плана; выбор методов исследования; планирование эксперимента. п/п Наименование деятельности Сроки выполнения Исполнитель (в случае, если исследование выполняет группа обучающихся) Примечания
Этапы исследовательской работы Этап III. Практический, включающий анализ литературы по проблеме; моделирование и проведение эксперимента; анализ полученных результатов и формулирование выводов; промежуточные отчеты по работе.
Этапы исследовательской работы Этап IV. Оформление работы, включающий оформление текста работы и приложений; подготовка текста выступления для публичной защиты; подготовка презентации для публичной защиты.
Этапы исследовательской работы Этап V. Публичное представление работы
Повторная диагностика уровня мотивации
Количество обучающихся, занимающихся исследовательской работой
Спасибо за внимание!