ТЕМА «Место и роль воспитательной системы класса в образовательной системе учреждения»
ЦЕЛЬ: моделирование и построение воспитательной системы класса
ЗАДАЧИ 1. Определить целесообразность построения воспитательной системы класса. 2. Формировать представления о сущности и построении воспитательной системы. 3. Научить моделировать и простраивать воспитательную систему класса.
Лысанова В.М., заместитель директора по ВР Воспитательная система класса: основные компоненты и элементы системы. « Системы повсюду» Л. Фон Берталанфи
Целесообразность создания воспитательной системы класса ребенок Школьный коллектив Классный руководитель Воспитательная система класса
Воспитательная система класса - это целостная совокупность взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых способствует целенаправленному и эффективному развитию всех членов классного коллектива.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса КомпонентыЭлементы Индивидно-групповой классный руководитель; учащиеся; родители; педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе. Ценностно- ориентационный цель и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного коллектива; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. Функционально- деятельностный системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью класса педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью класса Пространственно- временной эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения классного коллектива с другими коллективами; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы развития воспитательной системы. Диагностико- результативный критерии эффективности воспитательной системы; методы и приемы изучения результативности воспитательной системы. методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
Функции воспитательной системы Образовательная; Воспитательная, Защитная Компенсирующая Интегрирующая корректирующая
Функции классного руководителя «Контролер»; «Проводник по стране знаний»; «Нравственный наставник»; «Носитель культуры; «Старший товарищ»; «Социальный педагог»; «Фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации.
Этапы становления и развития воспитательной системы I этап - проектирование системы II этап - становление системы III этап - стабильное функционирование системы IV этап - завершение функционирования или коренное обновление системы
Критерии эффективности воспитательной системы уровень воспитанности учащихся; защищенность и комфортность ребенка в классе; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; сформированность классного коллектива, уровень самоуправления; репутация класса.
Методы изучения результативности 1. Методика оценки уровня воспитанности ученика. Автор- разработчик Н.П. Капустин. (для учащихся 1-4 классов) 2. Диагностика воспитанности школьников. Автор М.П. Нечаев. (для учащихся 5-11 классов) 3. Методика изучения социализированности личности учащегося. Автор-разработчик М.И. Рожков. 4. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности. Авторы-разработчики Л.В. Байбородова, Л.И. Ченявская. 5. Методика «Наши отношения». Автор-разработчик Л.М. Фридман. 6. Методика определения уровня самоуправления в ученическом коллективе. Автор-разработчик М.И. Рожков. 7. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Автор-разработчик А.А. Андреев. 8. Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения. Автор Е.Н. Степанов.
Спасибо за внимание!
Работа творческих групп «Моделирование воспитательной системы класса»
Принципы воспитания 1. Принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей. 2. Принцип общечеловеческого развития на основе национальных, религиозных, местных традиций. 3. Принцип индивидуализации и дифференциации. 4. Принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности коллектива класса. 5. Принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи, школы. 6. Принцип открытости и доброжелательности. 7. Принцип равенства всех участников воспитательного процесса. 8. Принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки.
Проект решения 1. Для достижения более высоких результатов в воспитательной работе считать целесообразным использование системного подхода в деятельности классных руководителей. 2. Классным руководителям, опираясь на полученные в ходе педагогического совета знания, начать работу по моделированию воспитательной системы класса. 3. Копкиной И.В., руководителю ОС классных руководителей, в октябре учебного года организоватьь и провести конкурс проектов воспитательных систем классов. 4. Копкиной И.В., руководителю ОС классных руководителей, разработать Положение о данном конкурсе – до мая 2011года. 5. Лысановой В.М., зам. директора по ВР, ежегодно (в конце года) проводить анализ деятельности классных руководителей по построению воспитательной системы классов