ИНТЕРНЕТ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Малышев М.В., старший преподаватель кафедры педагогических инноваций
Информационные технологии в работе с одарёнными школьниками Сегодня для любой страны чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одним из определяющих элементов школьной среды в работе с одарёнными детьми должны стать информационные технологии (ИТ). В качестве доказательства можно указать следующее:
ИТ позволяют решать весь спектр проблем связанных с обучением одарённых школьников: выявление одарённых школьников, обучение с учётом способностей, мониторинг развития, включение в исследовательскую деятельность. Компьютерные технологии интересны одарённым школьникам, они быстро учатся использовать их в различных направлениях. Информационные технологии, их применение, находятся на переднем плане в любой области науки и общества, от успехов в этой области зависит будущее любой страны и всего человечества.
Включение школьников в исследования, связанные с применением компьютеров, не только позволяют обучать одарённых школьников исследовательской деятельности, но и создавать ситуации, когда они могу получать объективно новые научные результаты в той области, которая их интересует Выполнение учениками исследований с помощью компьютеров совместно с учителем ОУ позволяет не только обеспечить улучшение подготовки по предмету, но и создаёт условия, при которых ученик и учитель могут сотрудничать и после окончания школы.
Интернет-поддержка Под Интернет - поддержкой и сопровождением понимается целевая интерактивная образовательная деятельность с использованием сетевых ресурсов. В Костромской области уже существует опыт организации сетевых форм методической и педагогической поддержки участников образовательного процесса: аудио-конференции (Skype, ooVoo); аудио-видео-конференции (Skype, ooVoo); Интернет - видеосвязи (ресурсы регионального образовательного портала); социальные сервисы Веб 2.0. отработаны технологии коммуникации в режиме on-line, off-line, баркемп.
Образовательная среда В условиях Интернет - поддержки и сопровождения талантливых детей одним из средств, дающим возможность детям реализовать свои способности и повысить уже существующие компетентности может быть специально организованная, хорошо структурированная, образовательная среда на Интернет - представительстве. Необходимая образовательная среда может быть сформирована на представительстве ОУ с учетом дифференцированного характера объективно существующих практик, потребностей талантливого ребёнка и его затруднений.
Компоненты образовательной среды Интернет-поддержки субъектное сообщество участников проекта; вход для регистрации на Интернет - представительстве; электронная библиотека с возможностью самостоятельного размещения участниками материалов и ссылок; форум (с возможностью анонимного участия); сервис создания и проведения опросов (с возможностью анонимного участия); сервис поиска по представительству;
средства, обеспечивающие проектирование и размещение материалов для дистанционного обучения; механизм получения на электронную почту уведомлений о новых поступлениях и сообщениях на сайте; сервис для проведения интерактивных событий с использованием различных программ: видеоконференции и др.; ограничитель объема материала.
Регламенты образовательной среды Интернет-поддержки консультация; кейсы с материалами для изучения и обсуждения; блоги; Интернет - события (конкурсы, праздники, выставки и т.п.) обсуждения в различных форматах; размещение материалов на представительстве; формирование информационного хранилища (электронная библиотека); опросы и анкетирование; черный список.
Примерный план обеспечения Интернет-поддержки и сопровождения одарённых детей Исследование количественных и качественных показателей талантливых детей и их запросов на интернет образование. Создание творческой группы (функционал, ресурсы, бюджет). Разработка деятельности этапов проекта, установление сроков выполнения проектных мероприятий. Подбор и разработка материалов для Интернет - представительства, обеспечивающих сопровождение и поддержку талантливых детей. Разработка рекламных материалов для привлечения талантливых детей на Интернет - представительство ОУ. Другое
Учебный контент и особенности его подготовки Важную роль при формировании образовательной среды играет правильно подобранный и оформленный учебный контент. Существуют рекомендации по оформлению учебного контента, с которыми Вы можете ознакомиться отдельно (ссылка)ссылка
Проблемы ПроблемаПути устранения Технические проблемы, как препятствие в реализации проекта Организация технической помощи и подбор взаимозаменяемого инструментария на техническом и программном уровнях. Недостаточная замотивированность одарённых школьников на участие в данном проекте Мотивация детей имеющих высокий уровень способностей для участия в образовательном проекте
Источники Н.И. Зельбергер. Информационные технологии в работе с одарёнными школьниками при изучении математики. Проект «Интернет-поддержка и сопровождение талантливых детей» на базе муниципального общеобразовательного учреждения гимназия 1 городского округа - город Галич Костромской области Практикум по интерактивным технологиям" авторов Рабиновича П.Д. и Баграмяна Э.Р.