ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ Ф. Прокопов, исполнительный вице – президент РСПП 30 мая 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Advertisements

Профессиональное образование по Федеральному Закону от 21 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Роль инновационной образовательной программы в развитии социального партнерства Чебоксарский электромеханический колледж.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Разработка оценочных материалов для оценки профессиональных компетенций лиц, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
Цель государства – общественная безопасность Защита прав человека; Защита прав человека; Безопасность жизни; Безопасность жизни; Социальная защита; Социальная.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО СТАНДАРТАМ КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ГРАЖДАНСКОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ КОРОТКЕВИЧ.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
Профессиональный стандарт педагога. Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества.
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
Блинов Владимир Игоревич д.п.н., профессор руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
«Развитие социального партнерства учреждения начального профессионального образования на селе»
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
ВАЛО – вклад в развитие современной системы квалификаций Оценка в финской системе квалификаций, основанных на компетенциях.
Транксрипт:

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ Ф. Прокопов, исполнительный вице – президент РСПП 30 мая 2011

Рассогласования между экономикой и образованием: традиционный подход Объемы подготовки кадров не соответствуют спросу экономики Нужны рабочие, а готовят бакалавров и магистров Структура подготовки на соответствует спросу экономики Нужны инженеры, готовят экономистов и юристов Качество подготовки не соответствует спросу экономики Выпускники НПО, СПО, ВО не справляются с трудовыми обязанностями без дополнительного обучения, которое обходится дорого Экономика вяло реагирует на призывы : скажите, кто вам нужен? Фирмы используют свои, контролируемые ими, инструменты адаптации и коррекции провалов образовательного и кадрового рынка

Бизнес и образование: несовпадение объективных интересов 1. Горизонт кадрового прогнозирования в компаниях соответствует их бизнес стратегиям и, как правило, короче 5 – 7 летнего периода упреждения, необходимого системе образования для разворота в сторону экономики 2. Фирмы не видят смысла брать на себя прогнозирование спроса и предложения на рабочих и специалистов за границами компаний, на национальном и отраслевом уровне 3. Фирмы оперируют наборами компетенций (должностными инструкциями) и штатным расписанием. Образование хочет иметь заказ по направлениями подготовки, специальностями 4. Крупный бизнес модернизировал внутрифирменную подготовку кадров и наладил отношения с образовательными учреждениями в объемах, необходимых для собственных нужд и с учетом конкурентного отбора будущих работников 5. Малые и средние предприятия не имеют потребности / возможности в финансировании дорогостоящего обучения «на вырост». Фирмы не считают необходимым увеличивать свои расходы на профессиональную школу и обучение своих сотрудников: Если требуемые навыки, умения слабо меняются во времени и потребность в обучении не очевидна Если выигрыши фирмы от инвестиций в человеческий капитал не очевидны Если есть более экономичные альтернативы: поиск нужных работников на открытом рынке труда

Ключевое рассогласование Имеющиеся в распоряжении государства, системы образования и фирм инструменты устранения рассогласования, направленные на корректировку объемов, структуры и качества образования окажутся недостаточными, если одновременно не устраняется более глубинное противоречие, а именно: Умения, компетенции которые имеются у работников (накопленные результаты обучения и опыта работы) Умения, компетенции (результаты обучения) которыми оснащает будущего работника система образования Не соответствуют требованиям, которые предъявляют имеющиеся и проектируемые рабочие места

Стратегические задачи 1. Определить умения, необходимые для перехода к более конкурентоспособной, инновационной и основанной на знаниях экономике; 2. Идентифицировать профили компетенций, которые необходимы для перехода к такой экономике. 3. Сопоставить эти профили с имеющимися умениями и определить потребность в изменениях; 4. Скорректировать цели образования и профессиональной подготовки, где очевидны разрывы и узкие места между желательной ситуацией и текущим предложением.

Нужны современные инструменты согласования! Новый закон об образовании должен способствовать решению этих задач Один из необходимых инструментов идентификации и устранения узких мест – Национальная система квалификаций (НСК) НСК – это мост, соединяющий образование, экономику и работников

К КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ Несколько вопросов и предложений

О начальном профессиональном образовании Рассмотреть целесообразность сохранения НПО как образовательного уровня (ценза), а также и сохранение соответствующих программ НПО без привязки к учреждениям НПО Уточнить наполнение НПО как уровня образования (ценза) В предлагаемой модели прошедшие профессиональную подготовку и получившие определенную квалификацию, «зависают» в образовательном цензе «среднее общее образование». Между тем, образовательный ценз определяется как условие «получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности и удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации».

О рабочих и служащих В проекте закона предлагаются уровни СПО: 1) подготовка квалифицированных рабочих; 2) подготовка специалистов среднего звена. Предложение: Отойти в законе от понятия рабочий. Использовать «квалифицированный работник», «квалифицированный исполнитель». Понятие рабочий - не охватывает множество пограничных профессий. Например: медицинская сестра, парикмахер, пчеловод или бортпроводник (все сегодня – НПО) – квалифицированные рабочие? Их формальное отнесение к специалистам среднего звена (техникам) размывает квалификационные уровни

Квалификация и ее признание В проекте закона понятие квалификация упоминается 178 раз. Не складывается картина о системе квалификаций, что понимается под уровнем квалификации. Квалификация используется как синоним разряда, класса, категории, степени, а также диплома (свидетельства) о завершении обучения. Нет ясности, как отличить квалифицированного рабочего от полуквалифицированного и от специалиста среднего звена.

О национальной системе квалификаций Рассмотреть: Предлагаемый РСПП проект концепции закона «О профессиях и профессиональных квалификациях» и проект Национальной рамки квалификаций, подготовленный РСПП (НАРК) совместно с Министерством образования и науки (ФИРО) учесть при доработке закона «Об образовании». Содержание концепции закона: Понятия: квалификация, профессия, должность, профессиональные стандарты, рамка квалификаций и т.д. Функции и полномочия Советов по развитию профессиональных квалификаций, национального органа по вопросам развития квалификаций Процедуры подтверждение и присвоение профессиональной квалификации Органы, присваивающие профессиональную квалификацию. Сертификат о квалификации. Расходы, связанные с выдачей сертификатов о квалификации Общероссийский справочник профессий и квалификаций Оспаривание подтверждения и присвоения профессиональной квалификации, выдачи разрешения на деятельность по присвоению профессиональной квалификации Надзор

Типы квалификаций. Сопоставление Необходимо разработать систему сопоставления дипломов, свидетельств и т.д. о профессиональном образовании и подготовке с квалификационными уровнями, определенными в Национальной рамке квалификации (НРК). Возможно, некоторые нормы должны быть предусмотрены и в законе. Кроме уровней квалификации следует систематизировать «типы документов о квалификаций»: 1) сертификат; 2) диплом; 3) степень; 4) ученая степень Уровни НРК должны стать основанием для записи о достигнутой квалификации и выдачи соответствующего документа

НРК: Ирландия Старая система Новая система

Соотнесение стандартов и программ Предлагается отразить в законе соотношение и вопросы взаимного соответствия профессиональных (квалификационных) стандартов, образовательных стандартов профессионального образования, образовательными программами.

Квалификации, признаваемые на национальном уровне Необходимо дополнительно обсудить вопрос о целесообразности сохранения дипломов и свидетельств государственного образца (о прохождении переподготовки, о присвоении квалификации), а также принципах наделения полномочиями организаций, присваивающих квалификацию работникам Возможно, следует зафиксировать понятие «квалификации, признаваемые на национальном уровне» и, соответственно, документы, признаваемые на национальном уровне. Эти «национальные» документы могут быть и негосударственного образца. Сфера применения «государственных» документов должна быть ограниченной

Для многих работников квалификационный сертификат поставщиков оборудования и услуг (например, учебного центра «Bosch» или «Ford») ценнее свидетельства НПО, СПО или диплома вуза. И является реальным пропуском к хорошим рабочим местам. Особо важны такие сертификаты для взрослых, формально имеющих диплом об образовании, однако утративших связь с профессией по образованию либо в случае, если умения, приобретенные лет назад, устарели. Видимо, необходимо дополнительно рассмотреть вопрос о возможных переходах между образовательными уровнями (цензами) и уровнями квалификации за счет накопления компетенций через разные траектории, включая неформальное обучение.

Благодарю за внимание