Педагогический совет 30 марта 2011 года Здоровьесберегающие технологии в условиях современного образования
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В. А. Сухомлинский
Здоровье необходимо. Это базис счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм человека с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю… Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Н. А. Амосов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ В ШКОЛЕ Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и каждому взрослому. В.А. Караковский
Здоровье - это Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (по определению Всемирной организации здравоохранения)
Понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних факторов (наследственность, пол, возраст).
Здоровье человека определяют (По данным Всемирной организации здравоохранения) 10% - Наследственная предрасположенность 10% - Уровень развития медицины 15% - Экологическая обстановка 65% - Образ жизни человека 65% 10% 15%
Виды здоровья соматическое физическое духовно- нравственное психическое социальное интеллектуальное
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем человека. Физическое здоровье – уровень роста, развития органов и систем организма. Психическое здоровье – состояние психической сферы. Социальное здоровье - показатель осознания себя лицом определенного пола, способа взаимодействия в социуме. Интеллектуальное здоровье - уровень усвоения информации и использования ее для личностного развития. Духовно-нравственное здоровье – определяет суть бытия, стремления к высшим ценностям, осознание смысла своей жизни.
Потребности Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя в значительной степени он обусловлен социально- экономическими условиями, в то же время зависит от мотивов деятельности человека. К сожалению, в иерархии потребностей, здоровье находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ), на формирование которого мы можем и должны повлиять.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.
Компоненты здоровья Физическим здоровьем это состояние органов и систем органов, жизненных функций организма.
Психическое здоровье это состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием.
Социальное здоровье это система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.
Духовный компонент здоровья человека строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности.