Концепция развития сайта Определение, назначение, структура, примеры ГОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» 1Кафедра информатизации и ИКТ в образовании
Концепция сайта необходима? Да Нет Кафедра информатизации и ИКТ в образовании 2
Концепция сайта необходима? Да «Четко определены цели, задачи и содержание сайта». «Знаю чем наполнить сайт, имею четкое представление о его структуре» «Вижу перспективы развития сайта». «Знаю как используя инструменты сайта, организовать эффективную работу как внутри образовательного учреждения, так и с внешними партнерами» «Все заинтересованы и задействованы в сопровождении сайта». Нет «И так всё понятно»: недоосмыслена ценность фиксации и коммуникации (не всегда сохраняется общее видение в течение всего проекта, требуется заглянуть в записи). «Чего писать, работать надо!»: недосмыслена ценность анализа, целеполагания и планирования (предпочтение делать интересное, а не нужное). Недоосмыслена ценность формализации (под концепцией понимают набор размытых описаний). Кафедра информатизации и ИКТ в образовании 3
Выводы Стоит ли делать концепцию сайта? Да, т.к. в этом документе продумывается не только идея сайта, но и в концентрированном виде представляются все этапы его создания и содержание, что гарантирует получение желаемого продукта. Риски работы без концепции сайта Потеря мотивации у разработчиков и администратора сайта Необоснованность технического задания Недостижение целей проекта (нарушения логики, непродуманная навигация, непривлекательный дизайн, недружелюбность, отсутствие фокуса внимания) Конфликты Кафедра информатизации и ИКТ в образовании 4
Терминология Генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ. Определенный способ понимания, трактовки каких- либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности (БЭС). Понятие, образ понятия, способ понимания, соображения и выводы (Толковый словарь Даля). Концепция Проблему, как разницу между текущим и желаемым состоянием/ситуацией, отражающей согласованные интересы прямых и косвенных участников. Основную идею системы Цели. Принципы. Ключевые решения относительно достижения целевой ситуации через совокупность работ и свойств создаваемой системы Концепция документ, описывающий: Кафедра информатизации и ИКТ в образовании 5
Требование к документу Краткость Структурированность Взаимосвязанность Последовательность (от общего к частному) Трассируемость по всему проекту Осипова Л.Г. КОИРО
Назначение концепции проблемы; результата; способа его достижения среди ключевых участников Инструмент выработки и согласования понимания: донесение понимания до всех участников процесса разработки; мотивированность и чёткое видение цели и собственного вклада в результат. Инструмент коммуникации, обеспечивающий: четко сформулированные требования, выполнение каждого из которых позволит получить в конечном итоге желаемый результат. Основание для технического задания и принятия решений способствует формальной авторизации началу нового проекта (любой проект должен быть "придуман", осмыслен и инициирован) Согласовывает шаги проекта между собой. Фильтр для проекта Кафедра информатизации и ИКТ в образовании 7
Структура концепции сайта Актуальность Цели создания сайта Потенциальная аудитория сайтаТребования к функционалу сайтаТребования к дизайнуТребования к контенту (текстовому наполнению) Возможности и планы развития (маркетинговые мероприятия) Кафедра информатизации и ИКТ в образовании 8
Чем концепция отличается от ТЗ Кафедра информатизации и ИКТ в образовании 9 Концепция сайта Фокус на причинах, целях проекта и ключевых свойствах продукта Объём 3-10 страниц (краткость) Разрабатывается на первом этапе (первичный документ) и не меняется в ходе проекта Техническое задание Детальное описание свойств продукта и критериев по которым можно судить о выполнении работы Объём страниц (подробное описание) Разрабатывается на основе концепции и дорабатывается и изменяется в ходе проекта
Процесс создания концепции Выявление заинтересованных лиц Выявление явных и скрытых интересов Кто и чего хочет? Формулировка проблем заинтересованными лицами Выявление истинных причин проблем и их взаимосвязей Что сейчас? Описание текущей ситуации Построение вариантов целевой ситуации (как устойчивого равновесия интересов сторон) Совместный выбор оптимального варианта Что потом?Как добиться? Кафедра информатизации и ИКТ в образовании 10
Интернет-ресурсы Всероссийский конкурс на лучший сайт образовательного учреждения учебник по разработке сайтов сайт МОУ Гимназия 210 «Корифей» г.Екатеринбурга /default.aspx сайт МОУ СОШ 9 г. Буя /default.aspx 13/default.aspx сайт МОУ СОШ 13 г. Буя 13/default.aspx Кафедра информатизации и ИКТ в образовании 11