«Современный подход к проведению урока в коррекционной школе» по статье Шишковой М.И. Подготовила: Заместитель директора по ВР МОУОО школы Иванова Ольга Николаевна.
Урок – основная форма обучения Урок как форма обучения возникла в се- редине XVI века, обоснована Я.А. Каменским как «полезная коллективная форма» обучения детей одного возраста и одного уровня готовности в количестве человек. В России форма обучения в виде урока закрепилась в 1786 году, уставом Екатерины II. О важности именно такой формы обучения убедительно писал К.Д. Ушинский, Урок как форма обучения возникла в се- редине XVI века, обоснована Я.А. Каменским как «полезная коллективная форма» обучения детей одного возраста и одного уровня готовности в количестве человек. В России форма обучения в виде урока закрепилась в 1786 году, уставом Екатерины II. О важности именно такой формы обучения убедительно писал К.Д. Ушинский,
Преимущества урока: передача знаний одним передача знаний одним человеком всему классу; наличие помещения, специальных условий, пособий, учебников; наличие помещения, специальных условий, пособий, учебников; возможность быть воспитанным в коллективе, живое общение с учителем и сверстниками; возможность быть воспитанным в коллективе, живое общение с учителем и сверстниками; экономичность и возможность массовости обучения. экономичность и возможность массовости обучения.
Недостатки урочной формы: Недостатки урочной формы: стандартность построения урока, ведущая к формализму знаний; стандартность построения урока, ведущая к формализму знаний; однотипность в изучении материала, трудности сочетания различных форм работы. однотипность в изучении материала, трудности сочетания различных форм работы. Вследствие этого у школьников возникает психологический дискомфорт и негативизм к процессу обучению. Вследствие этого у школьников возникает психологический дискомфорт и негативизм к процессу обучению. Необходимо обратить внимание на форму проведения урока. Необходимо обратить внимание на форму проведения урока. Ушинский К.Д. писал: : «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Ушинский К.Д. писал: : «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Проблемы урока: Что такое современный урок? Что такое современный урок? Каким должен быть современный Каким должен быть современныйурок? Нужно ли на первое место поставить развитие ребенка, а на второе обучение? Нужно ли на первое место поставить развитие ребенка, а на второе обучение? Нужно ли максимально индивидуализировать процесс обучения? Нужно ли максимально индивидуализировать процесс обучения? Нужно ли сообщать ребенку только те знания, которые понадобятся ему в жизни, и как узнать, что понадобиться ему в жизни? Нужно ли сообщать ребенку только те знания, которые понадобятся ему в жизни, и как узнать, что понадобиться ему в жизни? Нужно ли превратить урок в игру? Нужно ли превратить урок в игру?
Современный урок Современный урок должен научить ребенка Современный урок должен научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя Для этого ученику на уроке необходимо быть Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Говорит не только учитель, но и ученик.. Говорит не только учитель, но и ученик.. Современный урок - это хороший урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Современный урок - это хороший урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление. Современный урок должен обеспечить связь обучения с жизнью, максимальную полезность и применение учебного материала в жизни Современный урок должен обеспечить связь обучения с жизнью, максимальную полезность и применение учебного материала в жизни
Подготовка урока: Качество урока во многом зависит от того, Качество урока во многом зависит от того, насколько хорошо он подготовлен. зависит от опыта и мастерства педагога; зависит от опыта и мастерства педагога; от готовности необходимого оборудования. от готовности необходимого оборудования. Учитель должен быстро «собрать урок» по какой- либо теме. Подчас к «собранному уроку» прилагается готовый конспект. Учитель должен быстро «собрать урок» по какой- либо теме. Подчас к «собранному уроку» прилагается готовый конспект. Правильно ли это? Можно ли использовать одни и те же конспекты в течение многих лет? Ведь меняются дети, меняются подходы к процессу обучения, в конце концов, меняется сам педагог. Правильно ли это? Можно ли использовать одни и те же конспекты в течение многих лет? Ведь меняются дети, меняются подходы к процессу обучения, в конце концов, меняется сам педагог.
Выбор типа урока: Существует много классификаций Существует много классификаций типологий уроков. В представленной классификации показаны традиционные типы уроков. Изучение нового материала. Изучение нового материала. Формирование и закрепление знаний. Формирование и закрепление знаний. Обобщение и систематизация знаний. Обобщение и систематизация знаний. Проверка и оценка знаний. Проверка и оценка знаний. Комбинированный урок. Комбинированный урок. Существует более 30 видов различных нетрадиционных форм проведения урока: урок-семинар, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-лекция и т.п. Существует более 30 видов различных нетрадиционных форм проведения урока: урок-семинар, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-лекция и т.п. для коррекционных школ такие типы нестандартных уроков, как урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия. для коррекционных школ такие типы нестандартных уроков, как урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия. Ряд нестандартных типов уроков лучше использовать не как целый урок, а как этап урока. Ряд нестандартных типов уроков лучше использовать не как целый урок, а как этап урока.
Определение целей и задач урока: Определившись с темой и типом урока, учитель формулирует цель (одну - две) и задачи (образовательные, коррекционно- развивающие, воспитывающие). Определившись с темой и типом урока, учитель формулирует цель (одну - две) и задачи (образовательные, коррекционно- развивающие, воспитывающие). Последнее время стало актуально писать задачи для учителя и задачи, которые должны выполнить на уроке дети. Последнее время стало актуально писать задачи для учителя и задачи, которые должны выполнить на уроке дети. Записывать задачи для учителя или для учителя и учащихся - это на усмотрение педагога. Главное, чтобы педагог должен четко понимать, какие задачи он ставит перед собой, а какие перед детьми. Записывать задачи для учителя или для учителя и учащихся - это на усмотрение педагога. Главное, чтобы педагог должен четко понимать, какие задачи он ставит перед собой, а какие перед детьми.
Образовательные задачи определяют: чему нужно учить на уроке и чему нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать; познакомить, дать понятие, учить решать..., учить писать..., вычислять, измерять, изготавливать, пользоваться, составлять и т.п.; познакомить, дать понятие, учить решать..., учить писать..., вычислять, измерять, изготавливать, пользоваться, составлять и т.п.; в образовательные задачи закладываются и реализуются теоретические знания и практические умения; в образовательные задачи закладываются и реализуются теоретические знания и практические умения; чему ребенок научится на уроке. чему ребенок научится на уроке.
Формирование коррекционных задач: Коррекционно-развивающие задачи нужно конкретизировать; Коррекционно-развивающие задачи нужно конкретизировать; корригируем с помощью чего, посредством чего; корригируем с помощью чего, посредством чего; корригировать и развивать аналитико- синтетическую деятельность. корригировать и развивать аналитико- синтетическую деятельность.
Воспитывающие задачи: показать школьникам важность правильного поведения ; показать школьникам важность правильного поведения ; можно ограничиться задачей, можно ограничиться задачей, прививать интерес к предмету и процессу обучения.
Выбор формы работы: на уроке должна быть создана атмосфера доброжелательности и общей заинтересованности; на уроке должна быть создана атмосфера доброжелательности и общей заинтересованности; необходимо формирование правильной самооценки ребенка через оценку его работы товарищами и учителем; необходимо формирование правильной самооценки ребенка через оценку его работы товарищами и учителем; учитель на уроке умело сочетает групповую, индивидуальную и парную работу; учитель на уроке умело сочетает групповую, индивидуальную и парную работу; по завершении работы на каждом этапе оценить, как работал класс, выделить и оценить тех, кто работал лучше всех; по завершении работы на каждом этапе оценить, как работал класс, выделить и оценить тех, кто работал лучше всех; работа в парах может осуществляться в виде взаимопроверки задания; работа в парах может осуществляться в виде взаимопроверки задания; индивидуальная работа ведется при выполнении заданий разного уровня сложности; индивидуальная работа ведется при выполнении заданий разного уровня сложности; работа по индивидуальному плану; работа по индивидуальному плану; в конце урока учитель обязательно возвращается к плану и делается совместный анализ работы. в конце урока учитель обязательно возвращается к плану и делается совместный анализ работы.
Определение методов: При работе комбинируется несколько методов: При работе комбинируется несколько методов: учитель должен умело комбинировать разные методы в зависимости от этапа и цели этапа; учитель должен умело комбинировать разные методы в зависимости от этапа и цели этапа; классификацию методов по источнику знаний. классификацию методов по источнику знаний. словесные методы: рассказ, объяснение, беседа; словесные методы: рассказ, объяснение, беседа; наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТОО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.; наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТОО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.; практические методы; практические методы; классификация методов по характеру познавательной деятельности: классификация методов по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти); объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти); репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации); репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации); метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает путь ее решения); метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает путь ее решения); частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы); частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы); исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют); исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют); создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Приёмы : Прием - это часть метода. Прием - это часть метода. Прием не имеет самостоятельной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью метода. Прием не имеет самостоятельной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью метода.
Структура урока: Этапы урока могут быть следующими: Организация начала урока. Организация начала урока. Проверка домашнего задания. Проверка домашнего задания. Подготовка к усвоению новых знаний. Подготовка к усвоению новых знаний. Изучение нового материала. Изучение нового материала. Первичная проверка знаний. Первичная проверка знаний. Закрепление знаний. Закрепление знаний. Обобщение и систематизация знаний. Обобщение и систематизация знаний. Контроль и проверка знаний. Контроль и проверка знаний. Подведение итогов урока Подведение итогов урока
Этапы урока: Каждый этап должен быть интересным и продуктивным. Для этого необходимо использовать разнообразные методические приемы, постоянно изменять формы и виды деятельности. Каждый этап должен быть интересным и продуктивным. Для этого необходимо использовать разнообразные методические приемы, постоянно изменять формы и виды деятельности. Начать урок можно просто с приветственных слов: Начать урок можно просто с приветственных слов: - Дети, как я рада, что мы опять собрались все вместе. Все здоровы, все хорошо выглядят. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. У нас впереди интересный урок. Мы будем узнавать много нового. - Дети, как я рада, что мы опять собрались все вместе. Все здоровы, все хорошо выглядят. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. У нас впереди интересный урок. Мы будем узнавать много нового. Этап повторения пройденного материала и актуализации знаний является обязательным, именно на нем будет базироваться новый материал. Этап повторения пройденного материала и актуализации знаний является обязательным, именно на нем будет базироваться новый материал. На этапе изучения нового материала важно показать практическую значимость материала. метод проблемного обучения, На этапе изучения нового материала важно показать практическую значимость материала. метод проблемного обучения, частично-поисковый метод или исследовательский. частично-поисковый метод или исследовательский.
Формы задаваемых учащимся вопросов: Формы задаваемых учащимся вопросов: Какое задание было самым интересным (сложным, легким)? Какое задание было самым интересным (сложным, легким)? Кто сегодня на уроке работал у доски? Какое задание выполнял? Как справился (самооценка, оценка класса)? Кто сегодня на уроке работал у доски? Какое задание выполнял? Как справился (самооценка, оценка класса)? Что касается устного счета, словарной работы, речевой разминки, пальчиковой или артикуляционной гимнастики, то они не являются отдельным этапом, эти виды работ - часть какого- либо этапа. Что касается устного счета, словарной работы, речевой разминки, пальчиковой или артикуляционной гимнастики, то они не являются отдельным этапом, эти виды работ - часть какого- либо этапа. Выделение физминутки как отдельного этапа вполне возможно. Выделение физминутки как отдельного этапа вполне возможно. Вопросы должны заставлять думать и будить мысль. Вопросы должны заставлять думать и будить мысль. Весьма продуктивным является прием проговаривания алгоритмов действия. Проговаривание алгоритма - это начало думания. Весьма продуктивным является прием проговаривания алгоритмов действия. Проговаривание алгоритма - это начало думания.
Классификации характера обучения. Характер обучения инструктивно-авторитарный: Рассказ учителя. Рассказ учителя. Чтение текста в учебнике. Чтение текста в учебнике. Ответы на вопросы учителя (вопросы из учебника). Ответы на вопросы учителя (вопросы из учебника). Рассматривание иллюстрации. Рассматривание иллюстрации. Повторение рассказа учителя (текста учебника). Повторение рассказа учителя (текста учебника). Характер обучения личностно-значимый: Постановка предположений. Постановка предположений. Выдвижение проблемы. Выдвижение проблемы. Обсуждение гипотезы. Обсуждение гипотезы. Сравнение полученных выводов с текстом учебника (рассказом учителя). Сравнение полученных выводов с текстом учебника (рассказом учителя). Поиск эмоциональных опор (иллюстрация, ТСО). Поиск эмоциональных опор (иллюстрация, ТСО). Составление графического плана опоры. Составление графического плана опоры. Данный характер обучения является наиболее продуктивным для работы школьников. учитель предлагает что-то новое и интересное. учитель предлагает что-то новое и интересное. Учитель является партнером и собеседником. Создаются ситуации живого общения. Учитель является партнером и собеседником. Создаются ситуации живого общения.
Творческий подход Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, безусловно, будет способствовать более успешному обучению школьников. Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, безусловно, будет способствовать более успешному обучению школьников. Такой подход, несомненно, заинтересует ребят, да и учителю будет интересней проводить урок. «Горящие» глаза учеников, их заинтересованность предметом будет только в том случае, если у самого учителя «горят» глаза и ему интересно то, что он делает. Такой подход, несомненно, заинтересует ребят, да и учителю будет интересней проводить урок. «Горящие» глаза учеников, их заинтересованность предметом будет только в том случае, если у самого учителя «горят» глаза и ему интересно то, что он делает.