ФГОС основного общего образования
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Проблемы российского образования Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
Стандарты - общественный договор между семьей, обществом и государством 5 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность Разработка и реализация ФГОС рассматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ? СТАНДАРТ - НЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ, а ЦЕЛЕВОЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, РАЗВИВАЮЩИЙ! СТАНДАРТ РЕЗУЛЬТАТОВ!
ФГОС – это эволюция, так как идеи развивающего образования давно разрабатывались российскими педагогами НОВЫЙ СТАНДАРТ – РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ? ФГОС – это революция, так как произошла смена образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов действий
Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, соц. компетентности, основы российской гражданской идентичности, саморазвитие, мотивация ФГОС:новый образовательный результат Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? «Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» Чарльз В. Элиот ФГОС «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?
ФГОС: каким образом можно получить новый результат? организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий
Понятие и сущность УУД В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
ЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативные Виды универсальных учебных действий
Формирование и развитие УУД Вид Составляющие Способы и формы формирования, типовые задачи Личностные Личностное, жизненное самоопределение Смыслообразование Нравственно- этическая ориентация участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; выразительное чтение; дневники достижений и др.
Формирование и развитие УУД Вид Составляющие Способы и формы формирования, типовые задачи Регулятивные Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция проекты, диспуты; задания на самопроверку результата, оценку и, коррекцию (преднамеренные ошибки», «ищу ошибки») поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль и взаимооценка; задания, на оценку, прикидку и прогнозирование результата задания, содержащие элементы исследовательской деятельности.
Итоговая оценка достижения результатов освоения основных образовательных программ Достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. Достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. Предмет оценки Итоговая оценка Результаты промежуточной аттестации обучающихся Результаты промежуточной аттестации обучающихся Динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов Динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов Результаты итоговых работ Результаты итоговых работ Уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования. Уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования.
Примерный учебный план ООО Предметные областиУчебные предметыV класс ФилологияРусский язык, литература, иностранный язык 11 часов Математика и информатикаМатематика5 часов Общественно-научные предметыИстория, обществознание, география 4 часа Основы духовно-нравственной культуры 1/0 часа Естественно-научные предметыБиология1 час ИскусствоМузыка, ИЗО2 часа Технология 2 часа Физкультура и ОБЖФизическая культура3 часа Итого:28,5 часов Часть, формируемая ОУ3,5 часа Максимально допустимая недельная нагрузка 32 часа
Изменение условий воспитательного процесса Расслоение общества по обеспеченности и образованности Интенсивное воздействие на сознание ребенка СМИ Индустрия развлечений Экспансия субкультур Нарастание межнациональных, межконфессиональных напряжений
ФГОС Приоритетная цель: ценностное самоопределение, присвоение ценностей: труд и творчество Воспитание в школе должно осуществляться в процессе совместной деятельности учащихся, учителей, родителей
Воспитательная система Направления деятельностиПроекты Гражданско-патриотическое Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Социально-проектное «Я –гражданин»; «Я – успешный ученик»; «Я – здоровый человек»; «Я – культурный человек»
Результаты внеурочной деятельности приобретение школьником социальных знаний (общественные нормы, устройство общества, общественно-одобряемые и неодобряемые формы поведения) Первый уровень получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ценностного отношения к социальной реальности в целом. Второй уровень получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Третий уровень
Электронный портфель достижений учащихся Цель: Создание условий для побуждения к самостоятельной деятельности посредствам включение обучающихся в ситуацию соревновательности.
Электронный портфель достижений учащихся 1. Папка достижений: «Я –гражданин»; «Я – успешный ученик»; «Я – здоровый человек»; «Я – культурный человек»; «Мои Достижения»; 2. Заполнение таблицы в ЦОР. 3. Получение графиков и диаграмм. 4. Публичная презентация. 5. Выдача сертификатов. 6. Парад достижений. «Цена успеха».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ