ГУО «Специальная общеобразовательная школа 14 для детей с нарушением слуха г. Минска»
Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса в школе для детей с нарушением слуха «Речевая среда – это не только требования, но и условия их выполнения: в речи окружающих дети получают нужные слова, фразы и способ пользования ими, это источник речевого развития» С.А.Зыков
Коррекция – исправление недостатков психического и физического развития у детей с особенностями психофизического развития с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не должно сводиться к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка. Коррекционная работа строится как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывается в систему его повседневной жизнедеятельности и систему социальных отношений.
Принципы коррекционно-педагогической деятельности : единства диагностики и коррекции предусматривает построение коррекционно-педагогического процесса на основе объективных данных о ребенке; наглядности основывается на том, что знания приобретают личностный характер, если используются органы чувств; доступности предполагает учет особенностей уровня развития учащегося и его индивидуальных особенностей; систематичности и последовательности требует логического построения содержания коррекционной работы, а также обоснованной последовательности этапов ее проведения; сознательности и активности предполагает учет успешности и результативности коррекционно-педагогического воздействия. Это возможно лишь тогда, когда ребенок понимает цели занятия, осознает, контролирует и оценивает свою деятельность; деятельностный принцип основан на том, что ребенок активно формируется и коррегируется в деятельности. Все виды деятельности становятся фактором, обеспечивающим развитие опыта личности; коммуникации предполагает обучение в процессе общения. Но следует учитывать, что глухие дети не могут обучаться в процессе общения, обучение глухих языку в его коммуникативной функции требует целенаправленной системы работы, обеспечивающей поэтапное, планомерное усвоение речи.
Состояние слуховой функции учащихся СПШ 14 г. Минска на уч. год Классификация по ВОЗ 3 степень - 9% 2 степень - 3% 4 степень - 88%
Фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения Диагностика состояния слуховой функции Формы работы с учащимися
Направления коррекционной работы: Коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие зрительной памяти и внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов, развитие пространственных и временных представлений, развитие слухового восприятия и внимания.) Развитие словесной речи (устной и письменной), совершенствование произношения, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Развитие различных видов мышления (формирование навыков анализа; навыков группировки и классификации; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, умения планировать свою деятельность). Совершенствование движения и сенсомоторного развития ( развитие общей моторики, мелкой моторики кисти и пальцев рук, артикуляционной моторики).