ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС
Отличительные особенности ФГОС 1.В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие индивидуальных образовательных траекторий Индивидуализация каждого ребенка, независимо от его психосоматических способностей
Отличительные особенности ФГОС 2. Основная цель – развитие личности на основе формирования УУД, освоения и познания мира формирования УУД, освоения и познания мира 3. Инновационный характер в структуре стандартов – это требование к условиям осуществления образования
Отличительные особенности ФГОС 4. Изменения в учебных планах: - Изменения в образовательных областях ( Филология, Математика и информатика, Общественно- научные предметы, Основы духовно-нравственной культуры народов России, Естественно -научные предметы, Искусство, Технология, Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности) - появление части, формируемой участниками образовательного процесса (обязательная внеурочная деятельность) - разработка индивидуальных учебных планов
Отличительные особенности ФГОС 5. Изменение в требованиях к результатам Стандарт 2004г. Стандарт II поколения знать личностные уметь ЗУН метапредметные УУД использовать предметные
Отличительные особенности ФГОС 6. Изменения в учебных программах по предметам Предметные программы должны содержать следующие разделы пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Отличительные особенности ФГОС 7. Изменения в образовательных технологиях Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии. Формированию информационных компетенций способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.
Отличительные особенности ФГОС 8. Изменение в ценностных ориентирах От общинности и коллективизма к индивидуализации Переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной!
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник учебные и методические пособия, интернет ресурсы, медиа-пособия, ЦОРы, материалы коллег. 9
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Основные этапы урока Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) 10
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Цели урока Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д. 11
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Формулирование заданий для обучающихся Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. 12
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Форма урока Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая (группы сменного состава) и/или индивидуальная, работа в парах 13
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Н естандартное ведение уроков Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС - Возможность ведения уроков в параллельных классах. Урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами). Урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся 14
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Результаты обучения Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Предметные результатыНе только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегосяСоздание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения 15
Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями школьников, обучающихся в соответствии с ФГОС Предмет изменений Особенности работы с родителями до введения ФГОС Особенности работы с родителями после введения ФГОС Технология проведения родительского собрания Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости) Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся ОтсутствуетРодители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует направления внеурочной деятельности с родителями Участие родителей в проведении уроков Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания) Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся Участие в праздникахРодители выступают в роли зрителей Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника Информационное взаимодействие "родитель – учитель – ребенок" Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече. Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта). 16
18 Новые технологии в образовательном процессе важны, но никакие новые технологии не заменят хорошего учителя!