ПЕДСОВЕТ «Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках и внеурочной деятельности как условие повышения качества обучения в школе»
ЦЕЛЬ: 1.систематизировать теоретические и прикладные знания по проблеме дифференциации и индивидуализации 2.рассмотреть пути реализации дифференцрованного и индивидуального обучения для улучшения качества ЗУН ЗАДАЧИ: На основе анализа научно-методической литературы дать краткую характеристику дифференциации и индивидуализации как основных направлений гуманизации процесса обучения Развит навыки коллективной поисковой деятельности педагогического коллектива Приобщить учителей к самоанализу и самооценке психолого-педагогических знаний
Дифференцированный подход – 1) создание разнообразных условий обучения для различных групп; 2) комплекс методических, психолого- педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в разноуровневых группах. Индивидуальный подход – 1) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 2) создание психолого- педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и каждого ребенка; 3) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно- воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Дифференциация Внешняя По общим способностям (Общеобразовательные, ККО, гимназические классы) По интересам учащихся (с углубленным изучением отдельных предметов) Внутренняя (внутриклассная)
Обученность – это усвоенный уровень знаний, умений и навыков Обучаемость- восприимчивость к обучению
Обучаемость выше обученности – работать с ребенком Обучаемость = обученности – идеально Обучаемость ниже обученности – ребенок очень старается
Приемы дифференцированного и индивидуального подхода на уроках
Усложнение заданий Привлечение пройденного материала; Усложнение видов работы; Усиление творческой деятельности. Способы включения дифференцированных заданий: Учитель предлагает задание; Ученик выбирает сам. Разноуровневые задания
Задания, устраняющие пробелы в знаниях; Задания, учитывающие предварительные знания; Творческие задания; Задания на углубленное изучение Виды дифференцированных заданий
Приемы дифференциации и индивидуализации Блочная подача материала; Дидактический материал с разноуровневыми заданиями; Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы; Работа с тетрадями на печатной основе; Опережающие задания; Дифференциация объяснения нового материала; Дифференциация объема и сложности задания; Использование зачетной системы контроля знаний.
Формы организации дифференциации Дозирование помощи учителя ученикам Временное облегчение заданий; Задания с письменной инструкцией; Работа с подкреплением рисунком, чертежом и др. Групповая работа по модели полного усвоения знаний
Ожидаемые результаты учета дифференцированного и индивидуального подходов в обучении Отсутствие в классе отстающих учащихся; Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню; Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества; Повышения познавательного интереса и мотивации к обучению; Развитие способностей учащихся.
Положительные аспекты дифференцированного и индивидуального подходов Отсутствие в классе отстающих учащихся; Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню; Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества; Повышения познавательного интереса и мотивации к обучению; Развитие способностей учащихся.
Трудности в реализации дифференцированного и индивидуального подходов Большая подготовительная работа перед уроком; Переработка содержания материала, Дидактическое обеспечение; Подготовка учащихся к такой форме работы; Педагогический мониторинг.
Проект решения педагогического совета 1. Обобщить опыт учителей предметников по применению наиболее эффективных форм работы по использованию индивидуального и дифференцированного подходов 2.Руководителям методических объединений включить в критерии оценки анализа урока использование дифференцированного подхода к обучению на всех этапах урока
Проект решения педагогического совета 3.Провести анализ уровня обучаемости и обученности учащихся 5 б класса,8 а класса,3 а класса, выявить главные причины низкой успеваемости по предметам где учащиеся могли иметь высокие результаты и решить пути их решения.Составить карты учета индивидуальных особенностей учащихся 4. Учителям-предметникам провести внутреннюю дифференциацию класса, строить их работу в зависимости от уровня развития познавательной деятельности. 5.Ввести в работу систему диагностических измерений контроля и анализа с ноября 2010 г. 6. Педагогу-психологу Бичановой О.П. провести обучающий семинар в декабре 2010 г. с педагогическим коллективом по освоению диагностик и методов изучения личности ребенка. 7. Провести методический совет школы в январе 2011 г. по вопросу внедрения портфолио учащихся в учебно-воспитательный процесс школы.