Ребёнок – это солнце вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности развиты. Сергеева Т.В.
Создание плана совместной деятельности участников УВП по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с особыми образовательными потребностями. Ц е л ь :
Задачи семинара: 1.Познакомить с основными направлениями психологического сопровождения. 2.Определить критерии психологического здоровья. 3.Организовать работу творческих групп с целью выработки механизма совместной деятельности по сохранению психологического здоровья детей с особыми образовательными потребностями. 4.Разработать план совместной деятельности участников УВП по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с особыми образовательными потребностями как основную составляющую проекта.
Планируемый результат: 1.План совместной деятельности участников УВП 2.Механизм взаимодействия участников УВП 3.Схема проекта по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с особыми образовательными потребностями. 4.Повышение психологической компетентности участников семинара.
Типизация детей с особыми образовательными потребностями Дети с особыми образовательными потребностями Дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности С задержкой психического развития С педагогической и социальной запущенностью С нарушением социальных связей и отношений Дети «зоны риска»
Что значит слово – деятельность – в контексте темы семинара? Суть деятельности (по М. Битяновой) – в сопровождении ребёнка в процессе всего учебно-воспитательного процесса. «Сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем- либо в качестве спутника или провожатого»Сопровождать Словарь русского языка:
Означает это для нас следующее: 1.Следование за естественным развитием ребёнка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребёнка. 2.Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребёнком личностно значимых жизненных выборов. В процессе сопровождения взрослый. Создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает ребёнка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь. 3.Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребёнку социально- педагогической Среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения. 4.Психологическое сопровождение в ДОУ преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы учебно- воспитательного взаимодействия. Педагог оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребёнка и основным его реализатором.
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает Совместный с педагогами анализ учебно-воспитательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предъявляет для обучения и развития ребёнка, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития. Определение психологических критериев эффективного обучения и развития ребёнка. Разработка и внедрение определённых мероприятий, форм, методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития ребёнка. Приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
Основные направления психологического сопровождения ПсиходиагностикаПсихокоррекция Психологическое консультирование Психологическое просвещение и профилактика -Через тестовый, диагностический инструментарий -Наблюдения -Беседы -Анкеты -Опросы -Через индивидуальн ые встречи, групповые клубные мероприятия, родительские собрания -Через стендовую информацию, лекции, семинары, анализ диагностики, ситуации -Через групповые и индивидуальные психокоррекционн ые занятия -тренинговые занятия -семинары -игротерапию -релаксацию
Критерии психологического здоровья ребёнка 1. Позитивное отношение к себе и другим.(Развитая рефлексия) 2. Стремление к саморазвитию (Самоактуализация) 3. Адаптированность к системе социума (Детский сад) 4. Процесс усвоения знаний и саморазвития не провоцирует психосоматические нарушения и отклонения.
Задача взрослых, включённых в УВП: разработка и внедрение в практику таких условий и ситуаций, которые обеспечивали бы каждому ребёнку возможности решения своих актуальных потребностей возрастных образовательных индивидуально-личностных
Наличие общей профессиональной цели, центрированной на ребёнке, процессе его обучения и развития задаёт : общее поле для сотрудничества; заставляет искать различные формы обмена знаниями, представлениями. В рамках работы, построенной на идее сопровождения, педагоги и специалисты становятся нужными друг другу, так как достичь общую профессиональную цель легче, объединив свои усилия объединив свои усилия и ресурсы.
Схема взаимодействия Специалист Воспитатель Психолог Методист
Ребёнок – это солнце вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности развиты. Сергеева Т.В.