Педагогика приключений: истоки и идеи Миновская Ольга Владиславовна, зав. кафедрой теории и методики воспитания КОИРО, доцент кафедры социальной педагогики КГУ имени Н.А. Некрасова, к.п.н.
Чего хотят дети? Основные группы интересов – доминант подростков: «эгоцентрическая доминанта» – интерес к собственной личности; «доминанта дали» – установка на обширные, большие масштабы, которые более приемлемы, чем ближние; «доминанта усилия» – тяга к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям; «доминанта романтики» – стремление к неизвестному, рискованному, приключениям, героизму. (Л.С.Выготский)
Приключение – что это? «Приключение» как происшествие, неожиданный случай в жизни, а «приключенческий» означает «описывающий сложные и запутанные ситуации, интриги». [Словарь русского языка С.И. Ожегова ]
Приключение – что это? «Adventure» имеет следующие значения: а) приключение; б) рискованное предприятие; риск, авантюра; в) событие, переживание, Глагол имеет, в том числе, значение «отваживаться, рискнуть сказать или сделать что-либо» [англо-русский словарь]
Тогда приключение – это … наличие интриги, таинственности, романтичности ситуации, напряженность, яркость и завершенность эмоциональных переживаний в ходе приключения, наличие со стороны участника волевого усилия отправиться в приключение и пройти все испытания, определенность победы и возможность реального проигрыша
Тогда приключение – это … необходимость приложения участниками существенных усилий, порой больших, чем им субъективно представляется возможным, наличие у участника по завершении приключения конкретного практического опыта, субъективная значимость этого опыта и произошедших личностных изменений. неопределенность ситуации, наличие множества решений и неочевидность верного решения,
Истоки: Труды и практика авторов: Вильгельм Дильтей, философ и психолог, автор «Описательной психологии», Джон Дьюи, американский философ, психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма, Курт Хан, немецкий педагог и философ, основатель «педагогики впечатлений», основателем и директором школы Гордонстоун в Шотландии
Педагогика приключений в Германии и странах Скандинавии Деятельность молодежных объединений на базе парусных судов, в молодежных лагерях, школах лидерства. Проекты для молодежи: долговременное пребывание в крестьянских избах, путешествия по Сахаре, общение с лошадьми, морские экспедиции. Деятельность горных поселений оздоровительного характера и закрытых поселений для трудновоспитуемых подростков («педагогика хижин»), Подготовка кадров в данном направлении (например, в рамках международной методической программы «Award»).
Российская практика Сотрудничество молодежных объединений с объединениями и организациями за рубежом, Практика организации гражданского образования в сети негосударственных общественных объединений, Организация тренинга веревочного курса кадровыми, консалтинговыми, тренинговыми центрами. Практика подготовки навигаторов-скаутов в рамках проекта «Навигаторы третьего тысячелетия», Практика работы с детьми-сиротами и детьми без попечения родителей в реабилитационных центрах и детских домах, Деятельность общественных организации для детей, молодежи и взрослых.
Спасибо за внимание!