Развитие познавательной активности в начальных классах на уроке математики с применением системы Марии Монтессори в школе VIII вида. Учитель начальных классов коррекционной школы 3 VIII вида Яцык Ирина Валерьевна Учитель начальных классов коррекционной школы 3 VIII вида Яцык Ирина Валерьевна
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.» (Блез Паскаль) Нужно уважать личность ребенка, дать действовать самостоятельно, согласно внутреннему плану развития Нужно уважать личность ребенка, дать действовать самостоятельно, согласно внутреннему плану развития
Цели и задачи: Активизация познавательной деятельности; Подготовка специальной среды, показ способов работы с материалом; Развитие трудолюбия, стремления к совершенствованию; Развитие логического мышления; Развитие способности наблюдения, анализирования и синтезирования, выделение главного и обоснованное классифицирование.
Мария Монтессори Мария Монтессори Интерес- первое, что М.Монтессори выделяет в своей педагогике Интерес- первое, что М.Монтессори выделяет в своей педагогике Второе- индивидуальный подход. Второе- индивидуальный подход г.г.
Главная цель дидактического материала Монтессори- внутренняя: помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию. М.Монтессори помогает этому развитию, предоставляя детям внешние стимулы, которые приковывают их внимание и инициируют процесс сосредоточения. По ее мнению, первое, очень важное для развития ребенка- это сосредоточение… Ребенку нужны вещи, на которых он мог бы концентрироваться. Такая школа- это место, где ребенок может найти вид работы, позволяющий ему сделать это. помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию. М.Монтессори помогает этому развитию, предоставляя детям внешние стимулы, которые приковывают их внимание и инициируют процесс сосредоточения. По ее мнению, первое, очень важное для развития ребенка- это сосредоточение… Ребенку нужны вещи, на которых он мог бы концентрироваться. Такая школа- это место, где ребенок может найти вид работы, позволяющий ему сделать это.
В создании и использовании дидактического материала М.Монтессори выделила следующие принципы : значимость материала для ребенка; значимость материала для ребенка; изоляция трудности; изоляция трудности; контроль ошибок; контроль ошибок; постепенное усложнение материала по дизайну и использованию; постепенное усложнение материала по дизайну и использованию; возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению; возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению; последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций. последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций.
Красные штанги. Состоят из 10 красных деревянных штанг. Самая короткая имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 м. Все штанги по 2, 5 см. шириной и высотой. Выкладывать штанги нужно по порядку, так, чтобы левые концы штанг лежали на одной прямой, а брать руками за концы штанг, тогда возникает впечатление о длине штанг, порядке возрастания величин.
Материалы могут служить ребенку эталоном измерительной системы. Так красные штанги имеют длины от 10 до 100 сантиметров, Никто и ничто не мешает ребенку использовать эти материалы для измерения любых предметов и тем самым применять полученные знания на практике.
Числовые штанги. 10 штанг, по размерам соответствующих красным штангам. Они отличаются только тем, что разделены на красные и синие промежутки длиной по 10 см.
Самая короткая штанга – красная – это «штанга один». Следующая – «штанга два» и т. д. Отрезки помогают увидеть из скольких «единиц» состоит каждая штанга. Считают, касаясь каждого отрезка рукой, потом учитель просит ребенка найти «штангу три», «штангу два» и т. д. Когда это хорошо усвоено, ребенок учится называть, например только красные или только синие отрезки штанги (четные и нечетные), дополнять штанги до 10, например, «штанга шесть» и «штанга четыре» (подготовка к сложению).
Розовая башня Розовая башня (розовая она потому, что именно такого цвета башня больше всего нравилась в группе Марии Монтессори) состоит из 10 кубиков разного размера. Можно провести по боковым граням башни снизу вверх и сверху вниз, при этом ребенку становится понятной закономерность изменения величин. При сравнении кубиков вводятся понятия «самый большой – самый маленький», «больше, чем – меньше, чем» и т. д. Внутренний мир ребенка представляет собой хаос, и столь же хаотическим представляется ему внешний мир. Поэтому только четкий и точный материал, позволяющий ребенку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира. Розовая башня Розовая башня (розовая она потому, что именно такого цвета башня больше всего нравилась в группе Марии Монтессори) состоит из 10 кубиков разного размера. Можно провести по боковым граням башни снизу вверх и сверху вниз, при этом ребенку становится понятной закономерность изменения величин. При сравнении кубиков вводятся понятия «самый большой – самый маленький», «больше, чем – меньше, чем» и т. д. Внутренний мир ребенка представляет собой хаос, и столь же хаотическим представляется ему внешний мир. Поэтому только четкий и точный материал, позволяющий ребенку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира.
Малые дроби
При изучении малых дробей у ребенка формируется представление о формах и видах геометрических фигур, цвете, конструировании других видов фигур, развивается логика и познавательный интерес.