ПРОГРАММА ВОССТАНОВЛЕНИЯ, УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ
Сегодня важным является тот факт, что воспитание психологически здорового педагога так же необходимо, как и его профессиональная подготовка.
программа направлена на: формирование ответственности за свое здоровье; совершенствование механизмов психологической саморегуляции и индивидуальных способов укрепления и сохранения своего здоровья.
Цель программы: способствовать формированию способности учителя создавать и реализовывать конструктивную, социально-активную позицию в вопросах психологического здоровья на основе личной компетенции.
Программа включает в себя III этапа: I этап – образовательный; II этап – диагностический; III этап – обучающий, коррекционно- профилактический. Временные затраты: вся программа рассчитана на 30 академических часов, в которые входят: цикл лекционных и семинарских занятий, диагностика участников программы, тренинговая часть программы.
I этап – образовательный Название темыКол-во часов лекц.сем. 1Психология здоровья. Критерии психологического, психического, социального, физического здоровья. 1 2Взаимосвязь психологического и физического уровней здоровья.1 3Психология профессионального здоровья. Психологическое здоровье педагога в условиях педагогической деятельности. 1 4Феномен психического (эмоционального) выгорания.1 5Стресс в педагогической деятельности.11 6Способы психологической самозащиты.2 Всего часов8
II этап – диагностический позволяет определить отношение учителей к своему здоровью на когнитивном, эмоциональном, мотивационно- поведенческом уровнях; степень выраженности свойств, выдвигаемых в качестве значимых компонентов психологически здоровой личности. Полученные результаты анализируются. На их основе осуществляется детальная разработка системы дальнейших обучающих мероприятий.
III этап включает в себя три ступени: Первая ступень посвящена осознанию своих личностных особенностей. Вторая ступень направлена на осознание педагогом себя в системе педагогического общения. Третья ступень направлена на расширение навыков сохранения психологического здоровья и установления возможных личностных ресурсов в стрессогенных ситуациях.
III этап включает в себя тренинговые упражнения фокусирующие внимание участников тренинга, на своих переживаниях, мыслях, привычных способах поведения, на представлениях о самом себе; на осознание обычных способов общения, анализ особенностей межличностного взаимодействия; через которые изучаются и апробируются способы самоанализа, самоконтроля, психологической самозащиты; вооружающие участников тренинга навыками физиологической, эмоциональной, интеллектуальной саморегуляции.
по окончании III этапа программы проводится констатирующая диагностика; осуществляется анализ результатов исследования с применением методов статистической обработки эмпирической информации; результаты диагностики оформляются в виде диаграмм Сила проявления отношения к здоровью учителей исследуемых групп