УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЯ Интегрированный проект ( литература, география, химия )
Не подлежит сомнению, что редкость, блеск и ценность камня послужили причиной того, что во все времена он считался самым прекрасным и самым изысканным творением природы. Р. Бойль
Цель проекта Исследовать « удивительный мир камня » в трех аспектах : литературном, географическом и химическом.
Данный проект рассчитан на тех учащихся, кто хотел бы научиться работать в команде, заняться исследовательской деятельностью ( возможно даже не по одному предмету ), и просто заглянуть в удивительный мир камней, насладиться их красотой.
Знаете ли вы … Какие виды камней бывают ? Каков « внутренний мир » камня ? Кто назначает цену камню ? Может ли камень вершить судьбу человека ? Красота камня – добро или зло ?
План работы над проектом Продолжительность проекта 10 месяцев ( апрель 2009 – февраль 2010) Основные этапы проекта Подготовительный – выбор темы исследования ( апрель – май 2009) Основной - самостоятельная работа на темой исследования ( Июнь – октябрь 2009) Заключительный – оформление продукта исследования ( ноябрь – февраль ). Выступление на Дне наук ( март 2010)
Направления проекта Литературное Географическое Химическое Продукт исследования, творческой работы
М. В. Ломоносов В земное недро ты, Химия, Проникни взора остротой, И что содержит в нем Россия, Драги сокровища открой
Химическое направление Чем обусловлена чарующая, сверкающая радуга самоцветов ? Бывает ли гранат зеленым ? Правда ли что блеск жемчуга зависит от здоровья и настроения его владельца ? Как можно получить искусственные самоцветы ? Почему искусственные камни стоят дешево ?
А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане » Из каких драгоценных камней были ядра орешков, которые разгрызала белочка ?
Повесть А. И. Куприна «Суламифь» « Он зелен, чист, весел и нежен, как трава весенняя, и когда смотришь на него долго, то светлеет сердце : если поглядеть на него с утра, то весь день будет для тебя легким » - так говорил об изумруде царь Соломон своей возлюбленной в данной повести.
Литературное направление Судьба каких литературных героев зависела от драгоценных камней ? Почему А. Куприн назвал свой рассказ « Гранатовый браслет »? В каких литературных произведениях камни вершат судьбу человека ?
Ф. Гёте Гладкие столбики. Кто их гранил, Блеск наводил, на концах заострил ? Глянем поглубже в расселины скал : Тихо в кристаллах растет минерал.
Географическое направление Где лучше зародиться самоцвету ? Откуда берутся названия минералов ? Где искать и как определять клады ? Каким образом возникают чудесные и красивые кристаллы в глубинах земной коры ? Камни – амулеты.
А. Е. Ферсман - « Мне не хватало ни слов, ни образов, чтобы выявить глубокую красоту природы »