Г.В. Резапкина, старший научный сотрудник Центра практической психологии АСОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Advertisements

Основные положения образовательной области « Самопределение » КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении обучающихся. Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская.
Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения Родительское собрание, 9 кл.
Новая методическая литература Информационный обзор Невьянский городской округ управление образования центр развития образования и инженерно – технического.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития.
ФОРМИРОВАНИЕ « ОБРАЗА « Я » В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Агапкина Ольга Петровна учитель технологии высшей категории МОУ СОШ 30 города Энгельса.
Зам.директора по ВР: Мелёхина Л.В Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская средняя.
«Уроки профориентации» Педагог-психолог ГБОУ СОШ 273 Трибунская Тамара Леонидовна Москва 2013.
Дополнительное образование детей основной ресурс организации внеурочной деятельности Наталия Николаевна Жукова, старший методист кафедры общей педагогики.
ПРОЕКТ «Военно-профессиональная ориентация воспитанников кадетского класса» МОУ «СОШ 6» г. Шумерля.
Организация и проведение исследований в комплексной системе профессиональной ориентации в школе (все ступени обучения) Свистунова Ульяна Викторовна Педагог-психолог.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Муниципальное образовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа 1 Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог.
LOGO Для добавления текста щелкните мышью Профориентация как компонент предпрофильной подготовки.
Транксрипт:

Г.В. Резапкина, старший научный сотрудник Центра практической психологии АСОУ

ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ «ШКОЛЬНОЙ» ПРОФОРИЕНТАЦИИ Фрагментарность и утилитарность профориентационных программ Устаревшие подходы к профориентационной работе Отсутствие взаимодействия и взаимопонимания в вопросах профориентации учащихся между учителями, психологами и родителями

За пять лет был разработан ряд пособий, в которых задача профессионального самоопределения рассматривалась с позиций, отличных от прежних подходов, хотя …

…на самом деле в них не было ничего революционного К чему вы готовите вашего сына? – кто-то спросил меня. Быть человеком, – отвечал я. Разве вы не знаете, – сказал спрашивающий, – людей собственно нет на свете; – людей собственно нет на свете; это отвлеченное, вовсе не нужное для нашего общества понятие. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди. Н.И. Пирогов

Понимание – это рычаг, орудие, которым учитель пользуется в своей работе. Милосердие – это позиция учителя по отношению к ученику, способ восприятия. Есть милосердие – есть воспитание. Там, где нет милосердия, идет не воспитание, а дрессировка. Аркадий и Борис Стругацкие

Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его прежде всего в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас одна, и мы хорошо знаем, чем все это кончается. Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его прежде всего в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас одна, и мы хорошо знаем, чем все это кончается. Иосиф Бродский, Нобелевская лекция

Парадоксальным, но глубоко истинным является то, что для того, чтобы достигнуть какой-то определённой цели, следует стремиться не к самой этой цели, но к чему-то ещё более возвышенному, находящемуся за пределами данной цели. Арнольд Тойнби Арнольд Тойнби

В обсуждении программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» приняли участие педагоги образовательных учреждениях Москвы и Московской области

Педагог-психолог МОУ ДОД «Диалог» М.П. Славгородская знакомит педагогов-психологов г. Электростали с итогами трехлетней работы школ города по программе «Психология и выбор профессии»

В апробации программы приняли участие 625 старшеклассников из 14 школ г. Электросталь

Результаты апробации программы «Психология и выбор профессии» в рамках проекта «Школа карьерного роста» 1. Какие трудности вы испытывали при проведении занятий по программе Г. В. Резапкиной «Психология и выбор профессии»? а) отсутствие рабочих тетрадей, стимульного материала (75%) б) отсутствие навыков практической работы со школьниками (8%) в) недостаточная методическая проработка отдельных тем (укажите, каких именно): тесты по профессиям, «Характер», «Личный профессиональный план».

2. В каком классе вы считаете уместным начинать профильную ориентацию учащихся? а) 5-6 класс (8%) б) 7-8 класс (42%) в) 9 класс (67%) 3. Какие формы преподавания программы вы считаете наиболее эффективными? а) обычные уроки (50%) б) сдвоенные уроки (17%) в) факультативные занятия (42%)

4. Какие темы и разделы были наиболее интересны учащимся? а) Что я знаю о своих возможностях (83%) б) Что я знаю о профессиях (50%) в) Способности и профессиональная пригодность (42%) г) Планирование профессиональной карьеры (58%) 5. Хотели бы вы работать по этой программе в следующем году? а) да, и буду (83%) б) к сожалению, не смогу (9%) в) придется (8%)

Предложения, пожелания и замечания автору программы «Психология и выбор профессии» Программа – настоящее подспорье в работе начинающего психолога, огромное спасибо! Один из «плюсов» программы - урочная форма, удачное сочетание интересного теоретического и практического материала. Сложность в том, что материал рассчитан на достаточно высокий уровень развития учащихся. Хорошо продумана система оценки усвоения программы – проверочные и творческие задания, кроссворды. Методы самодиагностики достоверны, надежны и просты в обработке. Ребятам очень нравятся эти занятия!

С учетом этих замечания была разработана программа занятий для учащихся 5-9 классов, которая публиковались в течение учебного года в газетах «Классное руководство и воспитание школьников» и «Школьный психолог».

Программа включает сценарии 40 классных часов в 5-9 классах, в ходе которых с учетом возрастных особенностей учащихся последовательно рассматриваются важнейшие вопросы, связанные с личностным и профессиональным самоопределением: формирование реалистичной самооценки; направленность личности; развитие эмоциональной сферы; диагностика особенностей интеллектуальной сферы в целях выявления склонностей к разным видам деятельности; уточнение профессиональных интересов и склонностей; знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.

Восемь тем, которые рассматриваются на классных часах, предваряют комментарии для преподавателя, уточняющие авторский подход к решению задач самоопределения школьников и процедуру проведения психологической диагностики. Цель занятий – содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания. Потенциал программы будет полностью раскрыт в том случае, если классный руководитель будет проводить занятия совместно со школьным психологом.

ОТВЕТ НА ВОПРОС «КАКИМ БЫТЬ?» ДОЛЖЕН БЫТЬ НАЙДЕН ПРЕЖДЕ, ЧЕМ НА ВОПРОС «КЕМ БЫТЬ?» Упражнения и методики, включенные в программу, объединяет единый подход к решению задач профессионального самоопределения, который не сводится к формированию традиционных «знаний, умений, навыков», а помогает найти смыслы и ценности, лежащие за их пределами.

В 2011 году учебно- методическое пособие «Классные часы. Беседы о самоопределении в 5-9 классах» выходит в издательстве «Академия» в серии «Профессиональная ориентация» Электронная версия на сайтах metodkabi.net.ru, psychologia.edu.ru