Причины нежелания учиться умственное недоразвитие, неполноценность части школьников, из- за которых им невозможно овладеть школьным материалом; неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности; громадность и сложность школьного материала подлежащего усвоению и запоминанию; отвлекающие факторы полнокровной детской жизни; однообразие школьной жизни и учебного процесса; бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни; однообразно настырная и авторитарная позиция учителей и родителей, а также неумение стимулировать учение; отрицательное отношение к школе и к учителям в семьях.
«Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности». А. Дистервег
Специальные стимулы Новизна; Практическая значимость; Противоречивость материала; Оценивание; Игра; Возрастные особенности.
Новизна учебного материала Необычность его подачи всегда побуждает школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем
Практическая значимость Смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в обществе. Задача учителя: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.
Противоречивость материала Эффект удивления и желания разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.
Оценивание Оценка усиливает желание ученика заниматься учебной деятельностью, поскольку повышает его престиж среди сверстников.
ИГРА Средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе. Игра дает детям умения и другие качества, полезные для их будущей жизни. Деятельность с воображаемыми объектами. Игра увлекательна, снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптический настрой школьников, сплачивает группу, сближает детей с учителем.
Возрастные особенности Интересы старших школьников отличаются от интересов подростков и младших школьников. Серьезная и длительная однотипная работа быстро утомляет младших школьников. Младшие школьники любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет и другие.
Опора на специфические потребности мальчиков и девочек Стимулирование познавательной активности школьников может учитывать половые особенности их интересов. Учитель стимулирует учение, затрагивая те или иные проблемы, связанные с этими интересами, не только при отдельном общении с мальчиками и девочками, но и в общей деятельности класса.
Опора на индивидуальные потребности детей Знать и помнить об интересах и увлечениях детей
Стимулирующая роль организации учебного процесса Четкое структурирование учебного материала; Яркое и увлекательное изложение учебного материала; Ритмичное чередование различных занятий на уроке.
Формы и приемы обучения Научные дискуссии; Мозговой штурм; Ученическая исследовательская группа; Спектакли; Выпуск газет, журналов, буклетов; Экскурсии, поездки, экспедиции; Юмористические вкрапления в строгую познавательную деятельность.
ФГОС подчеркивает: общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования!