Формы и приемы учебной мотивации на уроках русского языка и литературы
Цели открытого заседания МО словесников Познакомиться с понятием «мотивация», приемами, методами учебной мотивации; Показать применение различных методов учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Мотивация – это процессы, методы, средства побуждающие учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.
Мотивация определяется: 1.Образовательной системой, образовательным учреждением; 2.Организацией образовательного процесса; 3.Субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, способности, самооценка и т.д.) 4.Субъективными особенностями педагога: системой его отношения к ученику, к делу; 5.Спецификой учебного предмета.
Факторы мотивации учения по Розенфельду Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к предмету. Обучение без личных интересов и выгод. Обучение для социальной идентификации. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач. Обучение по принуждению или под давлением. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах. Обучение для достижения цели в обыденной жизни. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях, ценностях.
Мотивационные типы (по К.Вепсяляйнену) Хорошая успеваемость, сочетание чувства долга и ответственности с зависимостью от авторитетов; Принятие образования как значимого фактора, отсутствие специальных интересов и низкая мотивация; Зависимость от авторитетов, отсутствие чувства долга ответственности; Стремление к достижениям в школе, чувство долга и ответственности, отсутствие боязни неудач;
Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации Содержание учебного материала; Организация учебной деятельности; Коллективные формы учебной деятельности; Оценка учебной деятельности; Стиль педагогической деятельности учителя.
Причины спада школьной мотивации У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего; Уровень отношения ученика к учителю; Умственное развитие ученика; Продуктивность учебной деятельности; Непонимание цели учения; Страх перед школой; Отношение общества к школе и учителю.
Методы формирования мотивации СЛОВЕСНЫЕ (рассказ, лекция, беседа) НАГЛЯДНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ (презентации, картины, карточки с заданиями, опыты, игры, работа в группах, практические и лабораторные занятия и т.д.) РЕПРОДУКТИВНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ (создание проблемных ситуаций) МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ИЛИ РАБОТЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ (написание сообщений, рефератов, исследовательских работ, эссе и т.д. )
Приемы мотивации используемые учителем: I.Эмоциональные : поощрение; порицание; учебно-познавательные игры; стимулирующее оценивание; свободный выбор задания; создание ярких наглядно-образных представлений; удовлетворение желания быть значимой личностью.
II. Познавательные : опора на жизненный опыт обучающегося; активизация познавательных интересов; создание проблемный ситуаций; выполнение творческих заданий; побуждение к поиску альтернативных решений; использование метода «мозгового штурма»; использование сравнений, опытов, парадоксов; экскурс в историю; использование обучающей интеграции между обучающимися.
III. Волевые : предъявление учебных требований; информирование об обязательных результатах обучения; формирование ответственного отношения к учению; рефлексия поведения создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения; прогнозирование будущей деятельности
IV. Социальные : развитие желания быть полезным обществу; сопереживание; создание ситуации взаимопомощи; поиск контактов и сотрудничества; заинтересованность результатами коллективной работы; взаимопроверка и рецензирование.
Педагогические правила стимулирования учения по Оверстриту 1.Опирайтесь на желания; 2.Используйте идентификацию; 3.Учитывайте интересы и склонности; 4.Используйте намерения; 5.Поощряйте желание добиться признания; 6.Показывайте последствия совершаемых поступков; 7.Признавайте достоинства; 8.Одобряйте успехи; 9.Сделайте работу привлекательной; 10.Говорите иногда «НАДО»; 11.Используйте ситуацию (ловите момент).