Основы медицинской генетики. Человек как объект генетических исследований. Задачи, принципы и методы медикогенетического консультирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока :. Задачи урока: Рассмотреть особенности изучения генетики человека. Познакомиться с основными методами изучения генетики человека. Научиться.
Advertisements

Биология 11 класс.. Особенности генетики человека. Человек как объект генетических исследований имеет большую специфику, которая создаёт значительные.
Генетика- наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими. В ее основу легли закономерности наследственности, установленные.
Наследственные болезни. Цель работы: познакомиться с законами наследственности как необходимым фактором разумного планирования семьи, обеспечивающим здоровье.
Работу выполнили Кузнецова Екатерина Соколова Светлана.
Генотип как система взаимодействующих генов. Полигенное наследование.
Методы изучения генетики человека. Методы изучения генетики человека. Генеалогический метод. Популяционный метод. Близнецовый метод. Цитологический метод.
Генетика человека. Генотип человека. Человек как объект генетических исследований Невозможность планирования искусственных браков Большое число генов.
АНТРОПОГЕНЕТИКА Основные особенности и методы изучения наследственности человека Доцент Матвеева Ольга Николаевна.
МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ. Гибридологический метод Производится анализ закономерностей наследования отдельных признаков и свойств организмов при половом размножении,
Анализ родословных Автор: Дубцова И.Н. учитель биологии МБОУ «Гимназия 42» г. Барнаула.
ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща. Борис Васильев.
Генеалогический метод в генетике человека Генеалогический метод в генетике человека Емельянова К.10 класс Дегтярева О.11 класс Гайтрова Е.11 класс Филиппов.
Генетика человека Цели: 1) Сформировать знания о применимости законов наследования, присущих растениям и животным, к человеку, генах и хромосомах в клетках.
Методы изучения генетики человека (С подробным раскрытием генеалогического метода) Выполнила ученица 10 «А» класса ученица 10 «А» класса МБОУ «СОШ 5» Ильичёва.
Генеалогический метод изучения человека Выполнила ученица 10 « б » класса ГАОУРТ ГЛРТ САГААН Айраана.
Методы изучения генетики человека Учитель биологии 1 категории МОУ СОШ 1 МО «Барышский район» Филина Елена Валерьевна.
Выполнила: Ученица 11 «а» класса МОБУ «СОШ 4 ЛГО» Антоненко Анна В рамках проекта « От осины не родятся апельсины ?»
Профилактика и диагностика наследственных заболеваний
АНТРОПОГЕНЕТИК А: БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД ВЫПОЛНИЛА: МАХМУДОВА НИЛУФАР 102-ГРУППА ТБ ПРОВЕРИЛА: И.С.ХАКИМОВНА.
Транксрипт:

Основы медицинской генетики. Человек как объект генетических исследований. Задачи, принципы и методы медикогенетического консультирования.

План 1.Человек как специфический объект генетических исследований. 2.Клинико-генеалогический метод, его задачи и этапы. 3.Цитогенетический, близнецовый и др. методы.

Задачи медицинской генетики: Выявление причин возникновения наследственных болезней (генные, хромосомные и геномные мутации). Изучение характера их наследования в семьях. Изучения распространения наследственных болезней в популяциях человека.

Особенности человека как объекта генетических исследований У человека не может быть произведено искусственно направленного скрещивания в интересах исследователя. Низкая плодовитость делает невозможным применение статистического подхода при оценке немногочисленного потомства одной пары родителей. Редкая смена поколений (через 25 лет), при значительной продолжительности жизни дает возможность одному исследователю наблюдать не более 3-4 последовательных поколений. Наличие в геноме большого числа групп сцепления генов (23 у женщин, 24 у мужчин). Высокая степень фенотипического полиморфизма, связанного с влиянием среды. Хорошая изученность фенотипа.

Методы генетики человека Генеалогический (клинико- генеалогический) Цитогенетический Биохимический ДНК-диагностика Близнецовый Дерматоглифика Популяционно-статистический Методы генетики соматических клеток

Генеалогический метод – прослеживание передачи признака (болезни) среди родственников пробанда в нескольких поколениях. Пробанд – член семьи (нередко это больной), впервые обратившийся к врачу и по отношению к которому составляется родословная

Основные задачи генеалогического метода 1.Установление наследственного характера анализируемого признака (дифференциальная диагностика наследственной болезни и ее фенокопии). 2.Определение типа наследования. 3.Генетическое и фенотипическое прогнозирование (определение степени риска появления признака-болезни у потомков). 4.Картирование хромосом, изучение взаимодействия генов и др.

Этапы генеалогического метода 1.Сбор сведений о наличии анализируемого признака у родственников пробанда и составление легенды. 2.Графическое изображение родословной – семейной схемы распределения признака (болезни) среди родственников пробанда. 3.Анализ родословной.

Сбор сведений о родственниках пробанда проводится с целью выявления наличия или отсутствия признака (болезни). Методы: Личное обследование. Анкетирование.

Фенокопия – признак, развившийся под влиянием средовых факторов и не имеющий наследственной природы, но напоминающий генетически обусловленный признак. Генокопия – одинаковые изменения фенотипа, обусловленные мутациями различных генов или разных участков одного и того же гена.

Формы расщелин губы и /или неба Формы расщелин Число Моногенные, их них: А-Д А-Р Сцепленные с полом. Хромосомные Мультифакториальные Тератогенные

Этиология разных форм расщелин ФормаЭтиология МоногенныеВозникают при передаче мутантного гена от родителя с данной патологией или при возникновении мутаций в половой клетке одного из родителей МультифакториальныеВозникают в результате генетической предрасположенности и воздействия неблагоприятных факторов среды ХромосомныеВозникают как один из компонентов множественных пороков развития (117 пороков) при аномалиях структуры или числа хромосом ФенокопииВозникают под действием тератогенных факторов среды

Определение степени риска для потомства 1.Моногенные болезни. По законам Менделя с учетом типа наследования, типа брака и пенетрантности гена (в %). 2.МФБ. Эмпирические методы (в %). 3.Хромосомные болезни. Эмпирические методы (в %).

Генетический риск для потомства %Степень рискаПоказатель к деторождению До 5НизкаяНе считается противопоказанием От 5 до 10Повышенная в легкой степени Не считается противопоказанием даже при невозможной пренатальной диагностики От 10до20Повышенная в средней степени Расценивается как противопоказание к деторождению Более 20Высокий рискДеторождение не рекомендуется даже при наличии методов пренатальной диагностики

Методы пренатальной диагностики наследственной патологии НеинвазивныеИнвазивные УЗИ плода (16-20 нед.)Амниоцентез (16-19 нед.) Исследование сыворотки крови беременной – определение фетопротеина Биопсия хориона (9 – 11 нед.) Определение гетерозиготного носительства у брачных партнеров Биопсия кожи и др. тканей плода

Близнецовый метод: Основан на изучении закономерностей наследования признаков в парах одно- и двуяйцовых близнецов. Позволяет определить соотносительную роль наследственности и среды в формировании признака (болезни).

Конкордантность – степень внутрипарного сходства по интересующим признакам Дискордантность – степень внутрипарного различия Коэффициент конкордантности: К = С : (С + Д), где С – конкордантность в % Д – дискордантность в %

Конкордантность моно- и дизиготных близнецов ПризнакМБДБ Пол10050 Группа крови АВО10020 Бронхиальная астма4724 Сахарный диабет6518 Корь9893