Сечкарева Е.В., ведущий научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми Центра стратегических разработок АСОУ, к.п.н.
ощущение неудовлетворенности сверхчувствительность эгоцентризм отсутствие конформизма несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием нетерпимость различие в игровых интересах со сверстниками погружение в философские проблемы
О сновной задачей социализации одаренных подростков является формирование социальной компетентности, которая представляет собой интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе включения в социальную деятельность, позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и продуктивно взаимодействовать с социумом
Наиболее продуктивным механизмом социализации одаренных подростков является средовый подход, суть которого состоит в том, чтобы осуществлять социализацию одаренных школьников посредством организации восприятия социокультурной среды образовательного учреждения, совершенствуемой самими школьниками с помощью педагогов, родителей и других участников воспитательного процесса
Средовой подход к процессу социализации одаренных школьников воспитанию подразумевает проектирование образовательной среды, прогнозирование ее разрешающих возможностей, моделирование средообразующих стратегий и планирование мер по их реализации
Основные задачи школы : помощь одаренному подростку в осознании и решении собственных жизненных ситуаций, расширение представлений о себе и своих способностях, интересах и потребностях; обеспечение деятельностного освоения социальных ролей и отношений; привитие социальных норм, установок и ценностей; Стимулирование самовоспитания, формирование готовности к непрерывному обогащению социального опыта и его использованию в процессе жизнедеятельности.
Формы работы школы: диагностика одаренных подростков, беседы диспуты игры, тренинги социальное проектирование
Примерная программа деятельности в соответствии с задачами школы может включать три основных блока: «Общечеловеческие ценности», «Человек в мире людей», «Познай себя».
Сетевое образовательное сообщество может быть создано с целью организации образовательного пространства для одарённых школьников на основе сайта, который является постоянно пополняемым информационным ресурсом для всех участников дистанционного обучения. Сайт должен иметь интерактивный характер, привлекательный дизайн, удобную навигацию. Информация, представленная на сайте, бесплатна и открыта для всех посетителей.
1.организация сайта должна быть связана с проектами и событиями сетевого сообщества 2.сайт должен иметь открытый характер 3.сайт должен иметь систему ссылок на необходимые информационные ресурсы; 4.развитие сайта обусловлено развитием сетевого сообщества в целом 5.сайт должен предоставлять участникам возможность создавать портфолио сетевых проектов
Большой продуктивностью в плане социализации одаренных школьников обладают профильные школы, которые проводятся в каникулярный период. Проведение профильной школы включает в себя комплекс образовательных и досуговых мероприятий, а также организацию психолого- педагогической поддержки одаренных подростков.
Образовательная программа профильной школы обычно состоит из учебных занятий, интеллектуальных марафонов, олимпиад, консультаций учащихся, самоподготовки. Психолого-педагогическая поддержка включает тренинги по формированию умений общаться, работать в коллективе и диагностику личностных особенностей. Досуговые мероприятия также входят в программу деятельности профильной школы. Они способствуют сплочению участников профильной школы, интересному проведению свободного времени, развитию творческих способностей и познавательной активности.
Особенности социализации одаренных школьников, инициируют преобразование педагогической практики в сторону усиления ее социализирующей функции и разработку вариативных образовательных проектов, ориентированных на максимальное развитие способностей, образовательных потребностей и социальной компетентности во взаимосвязи.