Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» представляет Страницы истории: от фильмотеки к центру дополнительного образования
Самые первые подобия фильмотек появились на Руси в марте 1900 года. Это был склад теневых картин. Демонстрация фильмов для учащихся началась в 1912 году. В 1914 году 75 школ страны имели свои кинопроекторы и систематически использовали экраны на уроках. В 60-х годах в нашей стране начали организовываться первые фильмотеки. Цель их работы можно было отразить словами Н.К.Крупской: «Кино и само по себе… имеет колоссальное влияние на ребят, потому что ребята мыслят не логически, а живыми образами, и кино оставляет глубокое впечатление на них».
В нашем городе в 1969 году 15 декабря при Мантуровской средней школе 5 была организована и начала свою работу межрайонная фильмотека, имеющая своей целью способствование киноэкранизации учебно- воспитательного процесса в школах. В ее обязанность входило обслуживание пяти районов: Мантуровского, Кологривского, Межевского, Парфеньевского, Нейского, в них 81 школы. Фонд изначально был небольшим: всего 40 копий.
В последствии за ММФ было закреплено 3 района: Мантуровский, Кологривский, Межевской и город Мантурово. На базе фонд фильмов исчислялся более 2000 копий. Работники фильмотеки активно организуют прокат кинофильмов через почту, а также оказывают техническую помощь учителям в правильном использовании фильмов, поддерживают школы лампами и деталями к аппаратуре, киномеханик фильмотеки производит ремонт сломанной аппаратуры. В школах продолжают уделять большое внимание использованию АВС, так в «Учительской газете» за 08 февраля 1986 года было написано: «Учебное кино, по мнению специалистов, - самое наглядное средство обучения и самое педагогическое из всех средств наглядности»
Фильмотека за время работы трижды меняла место своего расположения, располагалась она с 1985 года по адресу: ул. Верхняя Набережная, дом 7г. В 1992 году переезжает на улицу Советскую, дом 13, то есть в нынешнее здание. Фонд к этому времени насчитывает 2643 копии, обслуживается 38 школ.
1997 год- проходит реорганизация фильмотеки в Информационно-прокатный центр (ИПЦ). Главная задача – пропаганда аудиовизуальных средств (АВС), изучение спроса на них, тематическое комплектование (теперь уже накопление видеофонда), разработка и тиражирование методлитературы. Но на ряду с этим ИПЦ значительно расширяет границы своей деятельности. Работники занимаются тиражированием видеопрограмм, записью с телевизора, видеосъемкой, организацией и проведением методических объединений, ведется работа с детской аудиторией, для которой разрабатываются и проводятся мероприятия с использованием АВС, центр начинает тесно сотрудничать с другими организациями: музей, библиотеки, художественная школа и другие. Увеличивается педагогический состав коллектива: кроме директора и методиста добавляются должности педагогов- организаторов.
Идет время, меняется состав центра, но вновь пришедшие педагоги вносят новое дыхание, новую струю в работу центра. Любая работа – это прежде всего работа над собой. Работники центра, проанализировав свою деятельность, решили, что не стоит останавливаться на достигнутом, необходимо применять новые формы и методы работы. 30 сентября 2004 года ИПЦ переименовывается в Центр внешкольной работы (ЦВР), который ведет работу с образовательными учреждениями города. Но меняется не только название. Кардинально изменилась деятельность центра.
В основе работы Центра лежит девиз: « Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека». Академик М.А. Лаврентьев
Взаимодействие Центра с учреждениями города ЦВР Средние общеобразовательные школы, детские сады. Учреждения культуры, молодежи и спорта. Правоохранительные органы, органы здравоохранения.
Основные направления деятельности Центра внешкольной работы ЦВР Естественно -научное Социально- педагогическое Туристско- краеведческое Эколого- биологическое
Естественно – научное направление На базе Центра работают элективные курсы, занятия которых ведутся во всех школах города. В них задействовано 32 учителя и 881 учащийся. 99% учителей имеют высшее образование. 18% - высшую квалификационную категорию. 69% - первую квалификационную категорию. 13% - вторую квалификационную категорию.
Туристско – краеведческое направление Включает в себя пропаганду краеведческих знаний, т.е. стремление приблизить детей к окружающей их жизни, расширить кругозор, закрепить навыки общения при встрече с интересными людьми, привить любовь к родному краю посредством проведения классных часов и городских мероприятий Самый эффективный метод изучения родного края - это экскурсии и походы, которые проводятся с детьми в оздоровительных лагерях.
Социально – педагогическое направление Реализует интересы и потребности подростков, расширяет сферы их общения; Развивает творческий потенциал у детей, Сочетает коллективные и индивидуальные способы деятельности; - распространяет педагогический опыт.
Эколого – биологическое направление Развивает и поддерживает интерес к биологии и экологии, является хорошей мотивацией для профессиональной ориентации школьников. Включает в себя элективные курсы: - «Азбука здоровья» - «Экология в экспериментах»
Через основное направление работы (естественно – научное) ведется выявление одаренных детей.
Реализация программы «Одаренные дети» Целью программы является выявление одаренных детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Для реализации программы «Одаренные дети» на базе ЦВР ведутся дополнительные занятия по следующим предметам: русский язык, английский язык, химия, физика, психология. Обучаются группы школьников: «Знатоки» (учащиеся 6 класса) «Почемучки» (учащиеся 7 класса) «Умники и умницы» (учащиеся 8 класса) «Эрудит» (учащиеся 9 класса). В группах обучается 60 человек.
В рамках программы «Одаренные дети» на базе Центра совместно с Детской художественной школой проводятся выставки работ талантливых учеников школы. Проводятся мастер -классы, ребята узнают об истории создания школы, о жанрах живописи, о мантуровских художниках. В последствии планируется продолжение этого сотрудничества.
Учитывая, что краеведение - прекрасное дополнение ко многим школьным предметам и является первым шагом на пути научных исследований, педагоги Центра уделяют большое внимание этому направлению, разработав программу «Мы и наш край». Методы изучения родного края разнообразны. Но нашей задачей является пропаганда среди школьников краеведческих знаний. Работая по данному направлению, Центр сотрудничает с Мантуровским муниципальным краеведческим музеем.
Организация работы оздоровительных лагерей – один из видов деятельности социально- педагогического направления. Такие ценности как творчество и совместность лежат в основе: - педагогики оздоровительных лагерей; - работе педкласса; - работе творческого объединения «Я – вожатый»
Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь нам дается только один организм. От того, как подростки заботятся о себе и окружающем их мире, зависит их будущее. С целью формирования культуры здоровья и навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды идет работа по эколого- биологическому направлению. Также она включает в себя проведение классных часов и городских мероприятий
Еще одним из видов работы Центра является оказание помощи в проведении внеклассных мероприятий и классных часов, как на базе Центра, так и непосредственно в школах города. Тематика определяется интересами детей и классных руководителей.
Методическая работа Никакая работа на уроке или внеклассном мероприятии по объяснению какого-либо материала не может заменить ярких, наглядных впечатлений. Чтобы воспринять и почувствовать емкость объясняемого материала, надо проникнуться им, а в этом как раз помогают технические средства обучения. Центр продолжает оказывать посильную методическую помощь педагогам школ и воспитателям детских садов.
Обучение одаренных детей «сегодня» - перспектива хорошего обучения для большинства детей «завтра». Поэтому, при всех существующих трудностях в системе общего среднего образования Центр внешкольной работы будет стремиться открывать новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности.