Рабочий семинар по проекту «Разработка и апробация механизмов и методического инструментария управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов (на примере пилотных регионов)» мая 2007 года. Яхт-клуб «Водник» Результаты реализации проекта по созданию системы индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях 2006 г. М. Агранович Руководитель проекта
Задачи проекта разработать и апробировать систему показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях; разработать и дать рекомендации и инструментарий для использования этих показателей в практике управления, Проанализировать и обобщить опыт управления качеством образования на региональном и муниципальном уровне.
Участники проекта Межрегиональная Ассоциация Мониторинга и статистики образования (МАМСО) Консультанты: М.Агранович (руководитель проекта ) С.Заир-Бек Е.Коган О.Кожевникова А.Майоров К.Митрофанов В.Прудникова Координатор проекта И.Селиверстова Регионы-соисполнители Владимирская обл. Воронежская обл. Ивановская обл. Респ-ка Карелия, Костромская обл. Красноярский край Респ-ка Марий Эл, Московская обл. Ростовская обл. Тверская обл. Ханты-Мансийский АО Хабаровский край Челябинская обл. Чувашская Р-ка Ярославская обл.
Результаты проекта Анализ существующей практики разработки и реализации решений по управлению качеством образования на муниципальном и региональном уровне управления Система показателей и индикаторов для оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях, включая методологию расчета с указанием источников данных Инструментарий сбора данных, Методика обработки и анализа данных Методические рекомендации по применению сформированной системы показателей и индикаторов для оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях Подготовлена и издана брошюра с обобщением опыта регионов экспериментально проверена и согласована с Рособрнадзором экспериментально проверена база данных для заполнения с автоматизированным расчетом индикаторов и показателей. Прилагается к метод рекомендациям экспериментально проверена подготовлены с учетом результатов апробации и предложений регионов
Основные результаты проекта представлены в двух изданиях:
Управление качеством Задача – повышение качества образования в условиях ограниченных ресурсов и открытости системы.
Качество образования основные подходы: Качество результата и качество условий Степень соответствия поставленной цели качество образования – это А. уровень достижения комплекса образовательных задач, включая: учебные результаты, социализацию выпускников, включая овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе развитие гражданского самосознания, Б. при условии: соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта соответствия ожиданиям потребителя Для целей управления образованием целесообразно объединить оба подхода:
Общая схема управления качеством Информационно культурная среда Образование Ресурсы Результаты Социально- экономические условия Система управления Социальная среда Образовательная среда Оценка Воздействие Управление качеством образования – это управление системой образования с целью повышения качества образования
Концепция управления качеством образования на основе индикаторов Сбор данных и расчет индикаторов Выявление связей и зависимостей результатов от условий и внесистемных факторов Сравнительный анализ для: a. выявления отклонений – идентификации сильных и слабых сторон системы b. определения целевых значений индикаторов Выработка Стратегии – приоритеты развития системы, Тактики – на какие факторы воздействовать для улучшения характеристик системы Обоснованные Прогноз, БОР и программа развития образования
Характеристики результатов обучения Обеспечение социализации Уровень знаний - ЕГЭ навыки, продолжение профессиональной или образовательной карьеры преступность, и др.) Соответствие запросу потребителей по содержанию и уровню обучения, условиям получения образования Активная гражданская позиция, навыки вовлеченности в гражданское общество, толерантность
Нормативные требования Уровень освоения государственного стандарта (доля выпускников не сдавших ЕГЭ) Соблюдении нормативных требований к условиям обучения и пребывания в учебном заведении Безопасность, неухудшение здоровья
Система показателей. Структура Оценка, сравнительная оценка Оценка, управляющее воздействие Прогноз, сравнительный анализ Характеристики результатов Соответствие нормативным требованиям Характеристики условий и ресурсовХарактеристики эффективности использования ресурсов Характеристики информационной и социальной среды Социально-экономические условия функционирования Муниципалитет Регион Индивидуальные Сетевые
Показатели результатов 1. Уровень социализации Продолжение образования – трудоустройство (доля неработающих и не продолживших обучение, для Региона – доля безработных в возрасте лет) Преступность (доля преступлений, совершенных несовершеннолетними в общем количестве преступлений) 2. Соответствие ожиданиям потребителя 3. Гражданская позиция - участие в выборах. 4. Способность к межкультурному диалогу, толерантность Индивидуальные показателиСетевые показатели 1. Уровень дифференциации результатов ЕГЭ – показатели вариации, в том числе город-село и т.п. 2. Характеристики равенства доступа к образованию определенного уровня, к образованию повышенного уровня, для детей со специальными потребностями и др. Соответствие нормативным требованиям Минимум освоения стандарта (>90% успешно сдавших ЕГЭ) Потери в системе, повторное обучение (Не выше согласованной нормы) Соблюдение нормативных требований по условиям обучения (лицензирование, аккредитация,) Безопасность и здоровье (травматизм, и др.)
Показатели условий и ресурсов (объект управляющего воздействия) состояние зданий, кадры информатизация учебные материалы и оборудование финансирование Индивидуальные показатели Сетевые показатели Система дошкольного образования (подготовка к школе) Система дополнительного образования Наличие образовательных ресурсов общего и коллективного пользования
Эффективность использования ресурсов соотношение учащихся и преподавателей, доля расходов на развитие образования и материальной базы, сменность, средний размер школы, наполняемость классов справедливость распределения финансовых ресурсов Индивидуальные показателиСетевые показатели
Показатели для анализа, сравнения и прогноза Научно-культурная и образовательная инфраструктура Статус школы – доля приезжих учеников (из других районов Соц. статус учащихся – уровень образования родителей Показатели социально-экономических условий Демография: динамика численности населения Доля сельского населения Сальдо миграции Экономическое развитие: ВРП на душу населения/доля собственных доходов в доходах бюджета Подушевые доходы Безработица Показатели среды
Основные принципы анализа: Сравнение с другими территориальными системами и сравнение подведомственных образовательных систем На основе корректного сопоставления, то есть с учетом условий функционирования и возможностей развития систем
Ранжирование регионов по показателям качества образования – приоритеты образовательной политики Регион Рейтинг по индикаторам результатов ОбучениеСоциализацияСоответствие требованиям А12149 Б482 В91115 Г224 Д7101 Е 68 Ж177 З64 И81513 К5111 Л333 М1355 Н О 912 П11126 Данная таблица позволяет каждому региону определить свои сильные и слабые стороны и на этой основе уточнить приоритеты образовательной политики
Ранжирование регионов – выявление причин отставания Место региона Ж в рейтинге по отдельным показателям группы «Соответствие требованиям стандартов и запросу потребителя» Индикатор Место в рейтинге по данному индикатору Доля получивших по ЕГЭ по русскому языку в 2006 г. до 30 баллов 13 Доля получивших по ЕГЭ по математике в 2006 г. до 35 баллов 8 Доля учреждений, не имеющих лицензии 3 Доля учреждений, не имеющих аккредитации 5 Соотношение доли детей, имеющих отклонения в здоровье перед поступлением в школу с долей детей с отклонениями в здоровье в возрасте 15 лет 11 Относительно невысокое место региона Ж в рейтинге по группе показателей «Соответствие требованиям стандартов и запросу потребителя» обусловлено значительным количеством неуспешно сдавших ЕГЭ, в первую очередь по русскому языку, и недостаточной эффективностью здоровьесберегающих технологий в учебных заведениях
Сравнение регионов/муниципалитетов по индикаторам результатов позволяет: Определить сильные и слабые стороны региональных образовательных систем Выявить причины отставаний скорректировать образовательную политику и уточнить ее приоритеты.
Изменение весов при расчете сводного рейтинга Регион Сводный рейтинг Равенство приоритето в Приоритет образовательным результатам Приоритет социализации Приоритет соответ- ствию внешним требованиям А Б В Г Д Е 9899 Ж З 7668 И К Л М Н 15 О П 10 При формировании сводного рейтинга результатов (суммировании частных рейтингов по группе показателей) можно, в зависимости от приоритетов образовательной политики, менять веса отдельных составляющих и, таким образом, влиять на управленческие решения на муниципальном уровне
Зависимость между качеством образования и ресурсами Доля второгодников Доля ОУ, имеющих все виды благоустройства Охват дошкольным образованием детей в возрасте 5-6 лет Доля учащихся во 2-ю и 3-ю смену Доля ОУ, находящихся в аварийном состоянии Доля преподавателей, имеющих ВО Прямая зависимость Обратная зависимость Выявленные взаимосвязи указывают на какой ресурс надо воздействовать, чтобы улучшить тот или иной показатель качества образования
Подводя итоги Предлагаемый подход к управлению качеством образования, основанный на сравнительном анализе, позволяет решать следующие задачи: Определять сильные и слабые стороны системы и обоснованно корректировать образовательную политику Идентифицировать ресурсы, воздействие на которые обеспечивает улучшение показателей качества образования Повышать эффективность реализации образовательной политики через формирование рейтингов подведомственных подсистем А также: определять целевые значения показателей при формировании программ развития и подготовке бюджета, ориентированного на результат, формировать и обосновывать программы развития и проект бюджета и др.