Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения Русский язык.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Standart. edu. ru.. Начальная Основная Старшая Повышение квалификации Введение ФГОС Апробация Доп. материалы Базовые документы Обсуждение Глоссарий Контакты.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Структура Основной образовательной программы основного общего образования и планируемые результаты её освоения.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Иванова Елена Васильевна, зав. кафедрой управления образованием, Заслуженный учитель РФ.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения Русский язык

2 Вопросы Почему потребовалась вводить новый стандарт? Чем «новый» стандарт отличается от «старого»? Что из себя представляет школа «нового стандарта»? Какие изменения произойдут в мой деятельности? Что мне надо сделать, чтобы эти изменения произошли? ????

3 333 Социальные и моральные вызовы школьному образованию Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования Усиление миграционных процессов Недостаточный уровень воспроизводства населения Снижение физического, социального и психического здоровья населения

4 Исследования PISA Оценивается функциональная грамотность – способность применять полученные знания в различных (в том числе, внеучебных) ситуациях = системно- деятельностный (компетентностный подход) По читательской, математической, естественнонаучной грамотности Россия – на 40-ых местах из 65 стран- участниц исследования Школьные реформы гг. не изменили результатов российских школьников по исследованиям PISA 4

5 Выводы по исследованиям PISA Россия уступает развитым странам по: уровню функциональной грамотности числу представителей элиты, имеющей высокий уровень подготовки РИСКИ: - НИЗКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА 5

6 Читательская грамотность. PISA Способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Пути совершенствования читательской грамотности российских школьников: 1. Анализ материалов для чтения (5-7 классы) 2. Обеспечение педагогических условий (на переходе из начальной в основную школу) для превращения готовности учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение за порогом школы 3. Формирование стратегий работы с текстами : - стратегии, направленные на понимание и запоминание информации - стратегии краткого изложения основного содержания текста - стратегии самоконтроля 6

7 Факторы, характеризующие наиболее эффективные школы по результатам PISA Автономия школы и эффективная система отчетности школы перед органами управления образованием, родителями и представителями общественности, открытая публикация результатов деятельности школы и итоговой аттестации выпускников Автономия школы в разработке учебного плана и учебных программ, приобретении оборудования и материалов, а также определении системы оценивания достижения планируемых результатов Хорошая дисциплина в школе и доверительные отношения между учащимися и педагогами 7

8 Факторы, характеризующие наиболее эффективные системы образования стран по результатам PISA Обеспечение равных возможностей получения качественного образования независимо от социально-экономического статуса учащихся посредством выстраивания индивидуальных траекторий обучения Посещение в предшкольном возрасте учреждений системы дошкольного образования Наличие независимой системы стандартизированных экзаменов, оценивающих реализацию требований образовательных стандартов Ресурсное обеспечение образовательного учреждения, независимо от его социально-экономического статуса высокая заработная плата учителей 8

9 99 Социокультурная модернизация Целенаправленная государственно- общественная политика по формированию активности граждан во всех видах социально- экономической деятельности, их способностей к духовно-нравственному, гражданско- патриотическому, эстетическому, интеллектуальному, социальному развитию в течение всей жизни

10 Концепция социокультурной модернизации Образование – системообразующий ресурс развития российского гражданского общества ФГОС – общественный договор, конвенциональная норма Образование рассматривается как система Системность, сложность и вариативность образовательных процессов и явлений Самоорганизация и саморазвитие образовательных сообществ, школ Социокультурные характеристики не дополнительные, а основные, фундаментальные характеристики образовательного процесса 10

11 Концепция социокультурной модернизации Главная задача ФГОС - создание социально- педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала России, реализации социально- образовательных проектов, культурно- образовательных инициатив, созданию интеллектуальных образовательных сетей 11

12 Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020

13 ФГОС ООО направлен на обеспечение - формирования российской гражданской идентичности обучающихся; - единства образовательного пространства РФ; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; - доступности получения качественного основного общего образования; - преемственности основных образовательных программ; - духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; - развития государственно-общественного управления в образовании; - формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися ООП ООО, деятельности педагогических работников, функционирования системы образования в целом; -условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

14 Выпускник начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни Требования к результатам освоения основной образовательной программы

15 Выпускник основной школы любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

16 Выпускник школы осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата Требования к результатам освоения основной образовательной программы

17 ФГОС основного общего образования ХарактеристикаФГОС ООО Структура3 вида требований: 1) требования к структуре основных образовательных программ; 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ; 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ. ЦелиДостижение результатов: предметных, метапредметных, личностных

18 ФГОС основного общего образования ХарактеристикаФГОС ООО Содержание образования Базовые технологии Основные компоненты социализации: система духовно-нравственных ценностей; система научных представлений о природе, обществе и человеке; система универсальных учебных действий. Включение в контекст обучения решение значимых личностных и жизненных задач Личностно ориентированные, деятельностные педагогические технологии, ИКТ Результаты Личностные, метапредметные, предметные Пользователи Родители, общественность, профессиональное педагогическое сообщество

19 Метапредметные ПредметныеЛичностные Требования к результатам освоения основной образовательной программы Результаты образования Развитие «компетентности к обновлению компетенций»

20 Изучение предметной области «Филология» должно обеспечить: получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации; формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм; обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов. 20

21 Русский язык совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков; расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; 21

22 Русский язык формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. 22

23 Примерная основная образовательная программа (ООП) ФГОС ООО Основная образовательная программа ООО, утвержденная ФГОС, разрабатывается на федеральном уровне и служит основой для разработки основной образовательной программы школы. Примерная основная образовательная программа ООО носит рекомендательный характер. Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

24 Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий на ступени ООО, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы 24

25 Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. 25

26 Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане ФГОС Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: в 5 классе – 210 час, в 6 классе – 210 час, в 7 – 140 час, в 8 классе – 105 час, в 9 классе – 70 час. ФГОС Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе 175 ч, в 6 классе 210 ч, в 7 классе 140 ч, в 8 классе 105 ч, в 9 классе 105 ч. Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.

27 Примерная (базисная) программа по русскому языку Примерная (базисная) программа не является рабочей, то есть не может использоваться в практической деятельности учителя, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ. Учитель может выбрать любую программу обучения, любые учебники и дидактические материалы из списка, составленного ОУ на основе федерального перечня. Учитель может сам стать автором программы, в этом случае целесообразно познакомиться с Примерной программой по русскому языку, которая определяет возможные пути раскрытия требований стандарта.

28 Разделы примерной программы: «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета «Русский язык» на нескольких уровнях личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса русского (родного) языка, его места в базисном учебном плане. «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки. «Примерное тематическое планирование», в котором дан примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). «Рекомендации по оснащению учебного процесса», которые содержат характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания русского (родного) языка в современной школе. Ср.: Примерная программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников (ФГОС-2004)

29 Общая характеристика учебного предмета (ФГОС – 2004) В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Вклад предмета «Русский (родной) язык» в достижение целей основного общего образования (ФГОС – 2010) Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность способствуют социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

30 Цели изучения русского языка Стандарт 2004 года воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Стандарт 2010 года воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и УУД; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

31 Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций

32 Коммуникативная компетенция предполагает овладение школьниками видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения

33 Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей

34 Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом

35 Реализация коммуникативно-деятельностного подхода в содержании образования Суть - предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков: в первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий

36 Основные содержательные линии содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

37 Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции «Речь и речевое общение» «Речевая деятельность» «Текст» «Функциональные разновидности языка»

38 Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций «Общие сведения о языке» «Фонетика и орфоэпия» «Графика» «Морфемика и словообразование» «Лексикология и фразеология» «Морфология» «Синтаксис» «Культура речи» «Правописание: орфография и пунктуация» Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции «Язык и культура» (задача - раскрыть связь языка с историей и культурой народа)

39 Ожидаемые итоговые результаты обучения русскому языку Личностные результаты : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

40 Метапредметные результаты 1) владение всеми видами речевой деятельности; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

41 Предметные результаты обучения Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи

42 Предметные результаты обучения Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения Проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

43 Результаты обучения (ФГОС 2004 г.) Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.