Начинающий педагог исследователь Волкова Любовь Альбертовна- доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО
Исследование – это характерный для науки, как специализированной формы познавательной деятельности, способ производства нового знания Типовой алгоритм исследовательской деятельности формулирование проблемы; постановка цели и задач; выделение объекта и предмета исследования; предварительный анализ имеющейся информации; формулирование исходных гипотез (выбор нужной); планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных данных; Оформление результатов; научные прогнозы
Следование из пункта « А» в пункт «В» А В ?
Эмпирические методики Исследовательские методы: Наблюдение Описание Опыт Эксперимент Экспертиза Индукция
Способность услышать нужную информацию
Экспериментирует
Теоретическое исследование Исследовательские методы: Анализ Синтез Формализация Аксиоматика Дедукция Абстрагирование
Думает и додумывается
Педагог – исследователь умеет гипотетически мыслить; переводить проблемы в задачи; находить, как аргументы, так и контраргументы; создавать проблемные ситуации в которых «спрятано решение»; конструировать процессы исследования; абстрагироваться от ненужных предметов и характеристик в исследовании; обобщать информацию, выводя из неё новое знание; отвечать на те вопросы, ради которых задумывалось исследование, а не те, которые попались «по пути».
Роль руководителя исследованием 1.Образец для подражания Предпочитает, в большинстве случаев, использование шаблонов деятельности; формулирует за учащихся цель исследования, определяет способы и ход исследования; постоянно бросается на помощь; Отвечает на вопросы: Что взять за основу деятельности? Как по шагам её выполнять? Какой ответ верный?
Роль руководителя исследованием 2. Ресурсный Центр. (предлагает инструментарий для решения проблемы) алгоритмы; методики сбора, обработки, обобщения информации; источники информации; Отвечает на вопросы: -где достать? как применить? чем обработать?
Роль руководителя исследованием 3.Наставник (воспитывает самооценку учащегося, как исследователя) -Объясняет основные подходы к исследованию; -создаёт ситуации для применения исследовательских навыков; -объясняет ошибки исследователя; -консультирует при непонимании; Отвечает на вопросы: В чём была допущена ошибка? Как улучшить результат?
Роли руководителя исследованием 4.Невидимка (старается быть незаметным ) создаёт проблемную ситуацию и устраняется; ненавязчиво сомневается; осторожно провоцирует; создаёт ощущение самостоятельности исследователей; Отвечает на вопросы: Если так, то зачем? Возможно, но тогда..
Роли руководителя исследованием 5. Фантазёр Принимает от учащихся маловероятные версии, варианты решений; Принимает при доказательстве малоустойчивые аргументы; Путает «прогнозы» и «пророчества». Отвечает на ВСЕ вопросы:
Особенности подготовки педагога к руководству исследованием учащихся 1. Научить учащихся исследовательским процедурами на простых примерах; 2. Сформировать у учащихся понятие об исследовательской логике; 3. Научить работать с информацией (Для чего?) 4. Определить место и долю своего участия в работе учащихся; 5. Устраивать после каждого исследования«разбор полётов» и рефлексию, определять совместно с учащимися суть затруднений в ходе исследования и способы их преодоления;
Успехов в исследовании!