У Ч Е Б Н О Е П О С О Б И Е Д Л Я У Ч А Щ И Х С Я ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ «А З Ы Э К О Л О Г И И В РИСУНКАХ, СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ» Ирина Евгеньевна Жеребцова, учитель биологии МОУ лицея 41 города Костромы
Цель: создать оригинальное учебное пособие для учащихся по основам экологии Задачи Способствовать экологическому образованию и просвещению, формированию экологической культуры учащихся. Взять за основу природу родного края. Заложить системный принцип в основу пособия. Изложить сложные экологические понятия в простой, доступной, научно - обоснованной, достоверной форме. Ввести систему сигналов – символов для организации самостоятельной работы по моделированию экологических систем. Уделить особое внимание взаимосвязям человека и природы. Способствовать формированию понятийного аппарата с помощью рисунков, схем и таблиц. Создать комфортные условия для усвоения благодаря рифмованным текстам и элементам игры. Представить экологические проблемы Костромской области и пути их решения. Помочь ребёнку осознать своё место и значимость в общей системе мира. Сделать компактным, удобным в использовании, при этом, открывающим широкие возможности для творческой деятельности детей. Определить место экологии в ряду других наук о природе.
АКТУАЛЬНОСТЬ 6 июля 2006 года Костромская областная Дума приняла закон Костромской области «Об экологическом образовании и просвещении, формировании экологической культуры в Костромской области» Ст.4. Государственная политика Костромской области в сфере экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры Ст.5. Основные принципы экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры. Ст.9. Региональный компонент государственных образовательных стандартов Ст.10. Экологическое образование в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования Ст.11. Дополнительное экологическое образование детей и молодёжи Ст.12.Экологическое просвещение населения
СТ. 9. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Региональный компонент государственных образовательных стандартов в сфере экологического образования является основой для разработки образовательных программ и учебных пособий П.2. Региональный компонент государственных образовательных стандартов в сфере экологического образования является основой для разработки образовательных программ и учебных пособий
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ Научность. Научность. Системность. Системность. Доступность, убедительность. Доступность, убедительность. Принцип «от простого к сложному». Принцип «от простого к сложному». Принцип «от частного к общему». Принцип «от частного к общему». Принцип универсальности материала. Принцип универсальности материала. «Обучение с увлечением». «Обучение с увлечением». Наглядность. Наглядность. Принцип сотворчества (учитель + ученик).
ЭТАПЫСОЗДАНИЯЭТАПЫСОЗДАНИЯЭТАПЫСОЗДАНИЯЭТАПЫСОЗДАНИЯ 1999 – 2000 г. создание рукописного варианта пособия 2000 год Рецензирование учёными 2001 год Апробация пособия на базе школы 41 учителем Жеребцовой И.Е год Рассмотрение пособия на заседании областного экспертного совета (465 от ) 2002 год Одобрено и разрешено издание департаментом образования и науки ( 1250 от ) 2003 год. Издано к 60–летию Костромской области. Напечатано при поддержке Костромской областной Думы и Администрации Костромской области Используется в качестве учебного пособия на уроках и во внеурочной деятельности ЭТАПЫСОЗДАНИЯЭТАПЫСОЗДАНИЯЭТАПЫСОЗДАНИЯЭТАПЫСОЗДАНИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ (В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) А З Ы ЭКОЛОГИИ БИОЛОГИЯ Раздел «Животные» 7 кл. тема «Биоценозы» ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ И ЭКОЛОГИЮ (9 КЛ.) Тема «Организм, среда, биосфера и человек» ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 – 4 класс БИОЛОГИЯ Раздел «Растения» 6 кл. тема «Природные сообщества» ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«ОКО» 6, 2005 «ОКО» 7, 2005 «ОКО» 4, 2004 О Т З Ы В Ы