МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Занятие третье Законы жанра Руководитель курса учитель русского языка и литературы высшей категории Меньшикова Е.В. МОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Вначале повторим, что такое текст. Шаг первый
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева ТекстТекст – единица речи Заглавие Деление на смысловые части 1. Начало 2. Основная часть 3. Конец Единство стиля
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева ТЕКСТ – законченное в смысловом отношении высказывание на определённую тему, в котором реализован авторский замысел, то есть отражена основная мысль автора. Основные признаки: выраженность, упорядоченность, завершённость, содержательность, соотносимость с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности, ограниченность, воспроизводимость.
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Шаг второй Повторим типы речи и особенности композиции каждого типа
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Описание Зачин(общее представление о предмете речи) Основная часть(перечень признаков, характерных для предмета описания) Вывод (оценка предмета описания)
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Тип речи ВопросИллюстрации Построение (композиция) Описание – изображения людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, характерные особенности, отличительные приметы. Какой?Одна иллюстрация.1. Зачин (общее представление предмета) 2.Основная часть (перечисление основных признаков) 3.Концовка (вывод)
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Рассуждение Зачин(общее представление о предмете речи) Основная часть(перечень признаков, характерных для предмета описания) Вывод (оценка предмета описания)
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Тип речи ВопросИллюстрации Построение (композиция) Рассуждение – изложение причин, явлений и событий, их взаимная связь. Рассуждать – значит доказывать. Почему?Нет иллюстраций1.Тезис (основная мысль, то, что надо доказать) 2.Доказательство (с примерами) 3.Вывод (заключение, обобщение) В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод.
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Повествование Вступление (Экспозиция) Завязка Кульминация Развязка Вывод.Заключение. Эпилог.
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Тип речи ВопросИллюстрации Построение (композиция) Повествование – рассказ о действиях и событиях в определенном порядке (что было сначала, что потом… и наконец) Что произошло?Несколько иллюстраций 1.Вступление (экспозиция) (сообщается место, время действия, представляются герои) 2.Завязка (момент, с которого начинается событие) 3.Развитие действия 4.Кульминация (момент наивысшего накала событий) 5.Развязка (окончание в развитии событий)
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Композиция эссе Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль (решающую идею эссе) следует искать в «пёстром кружеве» размышлений автора. В этом случае объект речи или затронутая проблема будут рассмотрены с различных сторон. Объект речи ШагтретийШагтретий
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Люди, создающие эссе, должны обладать особым ассоциативным мышлением Прочитайте дан (главку) из записок японской писательницы XI века Сей Сенагон, чьи произведения положили начало эссе в литературе Востока. Найдите неожиданные сравнения в размышлениях писательницы об обычных явлениях. То, что пролетает мимо Корабль на всех парусах Годы человеческой жизни. Весна, лето, осень, зима. ШагчетвёртыйШагчетвёртый
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Законы жанра Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения Обращение к значительным философским, историческим, литературным проблемам Сравнительно небольшой объём Субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произведений Заголовок не находится в прямой зависимости от темы ШагпятыйШагпятый
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Итак, подведём итоги Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Во французском языке слово ЭССЕ значит «попытка, проба, очерк»; в латинском – «взвешивание, взвешиваю». Стиль эссе отличается подчёркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, разговорной лексикой. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке какой- либо проблемы или темы, непринуждённая, в духе свободной беседы с читателем манера изложения. Эссеисты, пишущие на публицистические темы, часто используют форму письма и дневника.
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева В. Янушевский Струя Питьё из колонки: ловлю ртом тугую шершавую струю. Струя царапает губы, язык, точно и не вода это вовсе – не напьёшься, а только измочишь лицо, забьёшь душной ледяной пузырящейся массой ноздри да пустишь себе на брюки веер брызг. Слишком сильная струя воды не утоляет жажду, как слишком сильные чувства не утоляют голода любви. Попробуй написать свои подобные зарисовки. Перед тобой пример эссеистической миниатюры, которая целиком построена на необычной авторской ассоциации.
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Чтобы закрепить и повторить сведения о жанре эссе, прочитай материал лекции (смотри дидактические материалы) и выполни тест по теме 3 «Законы жанра».