-Кто воздвигнет тебя к небесам? -Только сам. -Кто низвергнет тебя с высоты? -Только ты. -Где куются ключи к твоей горкой судьбе? -Лишь в тебе. -Чем расплатишься ты за проигранный бой? - Лишь собой!
Соуправление в классном коллективе как условие успешной социализации школьников Сидорина О.В. учитель информатики МОУ «Гимназия 9»
Проблема: Как в современных условиях сформировать развитую, социально-ориентированную личность школьника, способную к самореализации и самопознанию?
Цель: Создать условия для успешной социализации школьников в рамках соуправления в классном коллективе.
Задачи: 1.Предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами и родителями участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса. 2. Формировать у обучающихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов школьников, развивать самостоятельное мышление и самосознание. 3. Воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, общество и Отечество. 4. Сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу.
Соуправление – это совместная деятельность общественных или самодеятельных органов самоуправления или другими общественными формированиями на равных правах при равных обязанностях для достижения общих идей.
Содержательное обоснование модели Изменения, происходящие в обществе, оказывают влияние на формирование личности ребенка. Сегодня востребована личность, способная принимать решения в ситуациях выбора и нести ответственность за эти решения прежде всего перед собой. Модель классного соуправления должна создать условия для саморазвития школьника, исходя из его индивидуальных особенностей развития, его способностей, желаний и возможностей. В данной модели обучающийся выступает в качестве наблюдателя, исполнителя, организатора и руководителя.
Этапы реализации проекта 1.Подготовительный этап. 2.Диагностико-моделирующий этап. 3.Формирующий этап. 4.Итогово-обобщающий этап.
Подготовительный этап 1.Анализ имеющихся организационно-правовых условий и поиск оптимальных методов и форм организации самоуправления в классном коллективе. 1.Определение приоритетных направлений развития классного коллектива. 3.Построение первоначальной концепции инновационной модели соуправления, ориентированной на формирование демократического уклада в классном коллективе.
Диагностико-моделирующий этап 1.Подбор диагностических методик, позволяющих определить уровень развития классного коллектива. 2.Проведение стартовой диагностики уровня развития классного коллектива и имеющихся условий для реализации инновационной деятельности по избранной теме. 3.Определение механизма внедрения инновационной модели в деятельность классного коллектива. 4.Выявление затруднений в проведении инновационной деятельности. Поиск путей преодоления трудностей.
Формирующий этап 1.Внедрение функциональной модели соуправления в классном коллективе. 2.Проведение промежуточной диагностики уровня развития классного коллектива и имеющихся условий соуправления. 3.Подготовка учебно-методических материалов по организации в классном коллективе функциональной модели соуправления.
Итогово-обобщающий этап 1.Итоговая диагностика уровня развития классного коллектива и имеющихся условий соуправления. 2.Коррекция модели соуправления в классном коллективе. 3.Подготовка итогового комплекта учебно- методических материалов по организации в классном коллективе функциональной модели соуправления. 4.Оформление результатов инновационного проекта в виде публикаций в педагогических журналах и в виде брошюры, размещение материалов на своем сайте в сети Интернет.
Структура органов соуправления Управляющий совет Представители от учеников Представители от родителей Классный руководитель Группа «Эрудит (образование) Группа «НТВ» (труд) Группа «ВИР» (информация) Группа культуры и спорта Группа порядка Группа финансов Центры соуправления
Прогнозируемый результат (Личностный портрет выпускника) Творчески развитая, социально-ориентированная личность, способная к самореализации и самопознанию 1.Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продол- жения обучения. 2. Грамотное и свободное владение устной и письменной речью. 3. Знание способов рациональной работы, способность к самообра- зованию. 4. Целостное видение проблем. Познавательная деятельность: 1.Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования. 2.Осознанные познавательные инте- ресы и стремления реализовать их. 3.Способность использовать знания на практике. 4.Рациональная организация труда, Самообразования, исследовательской Работы. 1.Здоровый образ жизни. 2.Осознанное отношение к здоровью физической культуре. 3.Умение применять простейшие способы оказания первой мед. помощи. Культура личности, жизненная и нравственная позиция: 1.Правовая культура. 2.Коммуникабельность, культура обще- ния. Признание ценности гармоничных отношений между людьми. 3.Адекватная самооценка. 4. Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения. 5.Профессиональное самоопределение. 6.Достаточный уровень воспитанности.