«Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери» Конкурс «Моя Малая Родина» Номинация - «Слово» Работа выполнена кружком краеведения «Традиции и обычаи родного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История обретения Династия Романовых Традиции Федоровская икона Божьей Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения.
Advertisements

watch?v=V-3ARdi-SJA Феодоровская икона Феодоровская икона – двухсторонняя. На обратной стороне образ святой великомученицы Параскевы.
В 2013 году Россия будет отмечать знаменательную дату – 400-летие Дома Романовых и возрождения российской государственности и Кострома наряду с крупнейшими.
Ипатьевский монастырь - «колыбель» Дома Романовых.
МОУ ПОНАЗЫРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОНАЗЫРЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ Конкурс творческих работ "ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ.
Икона Феодоровской Божией Матери. «Кто не чтит и не уважает своей Матери, тот не достоин звания человека. Кто не чтит и не благоговеет перед Матерью Божией,
Кострома – тихий городок на берегу Волги. Но тем не менее у него длинная и красочная история. Этот старинный город пережил немало событий, оставив после.
«Певцы родной сторонки». Кабанова Татьяна Сергеевна Учитель музыки и истоков. МОУ СОШ 9 городского округа город Буй Костромской области 2007 год.
Подвиг Ивана Сусанина Выполнила: Покачалова Ярослава.
День народного единства Внеклассное мероприятие Преподаватель Стребко Т.П. Внеклассное мероприятие День народного единства Учитель Стребко Т. П.
Церковь Воскресения на Дебре. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре», то есть в густых.
Россия священная наша держава, Россия любимая наша страна. Могучая воля, великая слава Твоё достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное,
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Автор Д. Фафанов Автор Д. Фафанов уч. 8-А кл. МБОУ СОШ 41 уч. 8-А кл. МБОУ СОШ 41 г. Белгород г. Белгород Учитель.
День народного единства 4 –ноября Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери в память о избавлении Москвы и России от поляков в 1612 году.
Один из старейших городов России, ровесник Москвы, город Кострома расположен на обоих берегах реки Волга и старого устья реки Костромы на Костромской.
Презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме: Презентация "День народного единства"
Ипатьевский монастырь как чудо России и колыбель дома Романовых.
Классный час 4 ноября ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА День воинской славы России.
Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!
Православные святыни Вятки Русь непреходящая © А. Поздеева, 2004.
Транксрипт:

«Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери» Конкурс «Моя Малая Родина» Номинация - «Слово» Работа выполнена кружком краеведения «Традиции и обычаи родного края» Руководитель: Кабанова Татьяна Сергеевна МОУ СОШ 9 городского округа горд Буй Костромской области Апрель 2007 год

Тропарь Феодоровской иконе Божией Матери Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь, Богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к Кивоту Завета, притекает ко изображению лица Твоего и воплотившегося от Тебе Бога нашего, да Твоим Матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем, под сень крова Твоего прибегающим, мир и велию милость.

Первые упоминания о Федоровской иконе Божией Матери Ни одно предание не доносит до нас что-либо о происхождении этой иконы и появлении ее на Руси. Упоминания о ней начинаются с XII века, когда она стоит в часовне между старинными городками Китеж и Городец.

Явление Федоровской иконы Божией Матери В 1272 г. икона явилась под Костромой. Князь Василий Ярославич Костромской по прозванию Квашня, младший брат Александра Невского, отправляясь на охоту к речке Запрудне, увидел, что его гончие собрались вокруг сосны и "притужно" лают. Он подъехал, слез с коня и увидел стоящую на ветвях икону Божьей Матери с младенцем на руках. Он хотел было ее взять, но она невидимой силой поднялась выше. Только священники, с которыми он пришел из города, смогли снять ее с дерева и привезти в Кострому. Обретение чудотворной иконы князем Василием Ярославовичем (клеймо Федоровской иконы Божией Матери XIX века).

С тех пор существует обычай поднимать Федоровскую икону только руками священников. На месте обретения иконы князь Василий заложил святую обитель. В Костроме она была поставлена в соборе Федора Стратилата, построенном еще Юрием Долгоруким. Отсюда икона стала называться Федоровской. Великомученик Феодор Стратилат несет икону по улицам Костромы (клеймо Федоровской иконы Божией Матери XIX века). Снятие иконы с дерева (клеймо Федоровской иконы Божией Матери XIX века).

Деревянный собор дважды горел, оба раза перестраивался, чудотворная икона, никем не вынесенная из храма, оставалась целой, даже краски на ней не поблекли. После пожаров церкви Федора Стратилата над Волгой указом князя Василия поставили каменный собор и освятили его память Успения Божьей Матери, который стал домом для иконы. "Во время церковного пожара икона всеми зрима стоящею на воздухе" (клеймо Федоровской иконы Божией Матери XIX века). Успенский собор. Фото начала XX века.

Битва при святом озере В 1260 году в очередной раз подступили к Костроме татары, костромской князь решил дать им отпор. И вынес он на поле битвы чудотворную икону Феодоровскую, прошла она по всем полкам, вдохновляя ратников на сражение. Началась битва и случилось чудо. Лучи иконы засияли ярче солнечных, опаляя и ослепляя врага, но защищали русских воинов. И сражение было выиграно, враг бежал в страхе, бросая оружие. Битва при Святом озере (клеймо Федоровской иконы Божией Матери XIX века).

Благодарные иконе костромичи сначала на месте битвы поставили крест, а само место и близлежащее озеро назвали святым. Когда у озера обосновалось селение, ему дали красивейшее имя - Святая Весь. Часовня на берегу Святого озера

Есть еще одна историческая дата, связанная с иконой Феодоровской. В 1613 году из Москвы в Кострому было направлено торжественное посольство из духовенства, бояр и знатных людей, чтобы утвердить на царство первого представителя рода Романовых - Михаила Федоровича, который со своей матерью Марфой проживал в Ипатьевском монастыре. Это знаменитое посольство костромичи встречали, выйдя ему навстречу с иконой Феодоровской. Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Ипатьевский монастырь

Чистый душою, юный Михаил отказывался принять на себя тяжкое бремя власти, осознавая величайшую ответственность за судьбу России и, конечно же, сомневался в своей способности править великой державой.

К нему и обратилось "великое посольство" с низким поклоном:"Не откажи!" Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 1613 А.Д.Кившенко.

Мать Михаила Марфа категорически не хотела, чтобы ее сын занял российский трон. И тогда архиепископ Феодорит взял на руки Владимирскую икону, с которой явилось в Кострому "посольство", а келарь Троицкого монастыря Авраамий Палицин московскую икону Чудотворцев. И молвил архиепископ: "Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери и великих святителей склонитесь на милость и не прогневайте Господа Бога". Старица Марфа упала ниц перед иконой Феодоровской и молвила: "Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки передаю сына моего: наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству!" Благочестивейшие слова! Так и был провозглашен царем- самодержцем Михаил Феодорович Романов.

Прослышав о том, что боярин Михаил Федорович был избран на царство, поляки решили погубить его и отправились на костромскую землю к усадьбе Романовых. Отряд их был уже близок к цели своего следования, но на своем пути повстречали костромского крестьянина Ивана Сусанина, которому приказали проводить их. Отведя врагов в обратную сторону, он завел их в Исуповское болото. Поляки, поняв обман, предали своего проводника мученической смерти, но и сами погибли. По приказу царя, Сусанина хоронили прямо в церкви. Такой чести удостаивались только князья и иерархи церкви. Простолюдин Иван Сусанин исключение.

Герой отдал жизнь, спасая свою Отчизну, родной край. Память о нем сохранилась в устных преданиях; его образ привлекал внимание поэтов, художников, музыкантов. Его подвиг воспел в своем творчестве поэт-декабрист К.Ф.Рылеев: «Каждый Отчизну с младенчества любит и душу изменой свою не погубит». Русский композитор М. И. Глинка посвятил этим событиям народно-героическую оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В 1967 году в Костроме на Вершине Молочной Горы, полого спускающейся от центра города к Волге, был воздвигнут монумент памятник Ивану Сусанину скульптора Никиты Лавинского. Ария Сусанина из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

А икона Феодоровская почти три века была покровительницей династии Романовых.

Как некогда совершилось перед этой иконой поставление на царство первого царя фамилии Романовых, так и сопровождала она до самой мученической кончины последнего государя и его семью. Царица-мученица Александра Феодоровна особенно чтила Феодоровскую икону.

В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над царской семьей была найдена копия Феодоровской иконы, без которой Александра Феодоровна н никуда не выезжала.

Традиции связанные с Федоровской иконой Божией Матери К 30-м годам 19 столетия окончательно сформировалась традиция совершения общегородских крестных ходов, именовавшихся "генеральными"; в них участвовало все костромское духовенство и наиболее чтимые святыни - чудотворные иконы Божией Матери Феодоровская и Тихвинская (из Ипатьевского монастыря), Нерукотворенного Образа Спасителя из храма Спаса на Запрудне (прежней мужской обители). Крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери на Сусанинской площади Костромы. Фото начала XX века.

С 1861 года, с разрешения Святейшего Синода, стали возить святую икону в город Галич - второй кафедральный город епархии. Но во время проезда в Галич и обратно вошло в обычай останавливаться для служений в храмах и для молебнов в попутных городах: Судиславле и Буе, в некоторых монастырях, во многих селах и деревнях, чрез это срок отсутствия иконы из Костромы продолжается с Недели мироносиц до субботы Пятидесятницы (воскресного дня через две недели после Пасхи до субботы накануне Дня Святой Троицы ) - больше месяца. Молебен по пути следования Феодоровской иконы из Костромы в Галич. Фото 1900 года.

18 августа 1991 года Феодоровская икона Божией Матери была перенесена в воссозданный из руин Богоявленско-Анастасиин собор, ставший новым кафедральным храмом епархии. Здесь чудотворный образ Царицы Небесной пребывает и сейчас

Информационные ресурсы. Архиепископ Костромской и Галический Александр «Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери» - Кострома 2004; «Богородица – повествование о земной жизни, рассказы об иконах и молитвах» - Издательство «Шпиль» Санкт – Петербург 2000; hc.ru/rus/religion/icons/iconchud/feodor/feodor5.cfm - Россия1: православие; hc.ru/rus/religion/icons/iconchud/feodor/feodor5.cfm - сайт храма Рождества Богородицы в селе Кулебакино; - сайт «Помещики» - региональный сайт о городе Костроме и Костромской области; «Встань за Веру, Русская Земля» (аудиодиск) – Костромкая Епархия 2005 год.