Новые подходы к системе оценки результатов образования Требования ФГОС и технология оценивания Образовательной системы «Школа 2100»
Пояснительная записка к ФГОС контроля качества образования обеспечения качества образования «Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования»
Основные функции: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом обеспечение положительной мотивации учения, стимулирование обучения учащихся
КАК ОЦЕНИВАТЬ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ЦЕЛЕЙ ПРОСТО НАЛИЧИЕ ЗНАНИЯ ТРАДИЦИИ: Основной результат образования – знания. Основное средство проверки – задания на воспроизведение знаний СФОРМИРОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ФГОС – Общие положения: Основной результат образования- развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Основное средство проверки – способность использовать эти знания при решении учебно- познавательных и учебно- практических задач
КАК ОЦЕНИВАТЬ ТРАДИЦИИ Результат, который педагогическое сообщество умеет четко и однозначно фиксировать и оценивать – это результат освоения отдельных предметов (предметные отметки) ФГОС: три группы результатов: Личностные Метапредметные Предметные Система оценки: «комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных».
КАК ПО-НОВОМУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ, УРОВНИ ДОСТИЖЕНИЙ? ТРАДИЦИЯ: Пятибалльная система Точка отсчёта - «идеальный образец» («пятерка»), от которого «методом вычитания», фиксацией допущенных ошибок и недочётов, формируется оценка учеников. Все ученики делятся на стандартные категории «отличников», «двоечников»… ФГОС – система оценки За точку отсчета принимается необходимый и реально достигаемый опорный уровень. Оценка ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. (поощрение успеха… индивидуальная траектория) Требует переосмысления оценок 5- балльной шкалы. В частности, достижение опорного уровня - безусловный успех ребёнка, исполнение им требований Стандарта.
ГДЕ ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ? ( чтобы ими пользоваться и оценивать) ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ : В официальном журнале отметка только по предметам, число, «тема», задание по пройденной теме. Нет: «За что конкретно ребенок получил эту отметку?» «Что именно ему надо доработать?» ФГОС – требования к системе оценки обеспечить возможность регулирования образования на основании полученной информации о достижении результатов Комплексная оценка: -Предметные контр.р. -Метапредметные к.р. -Наблюдения, Проекты
РАЗВИВАТИЕ САМООЦЕНКУ ШКОЛЬНИКОВ ТРАДИЦИЯ: Учитель «ставит отметки», ученики «получают отметки»; Учитель указывает на ошибки и на необходимость их исправления ФГОС - Метапредметные (регулятивные) результаты ученика: Ученик должен уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия формировать умения понимать причины успеха/неуспеха Система оценки вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся
КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ? ТРАДИЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «К доске сейчас пойдет…» «Не выучил……2» «Нет, исправить нельзя» ФГОС. Программа формирования ценности здоровья: формирования знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся ;
7 правил технологии: ОЦЕНИВАНИЯ Все действия! Но отметка – за решение задачи Ученик + Учитель в диалоге Одна задача – одна отметка В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений школьника Текущие - по желанию, тематические –обязательны (+ право пересдачи) По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) Предметные – по таблице результатов, а итоговая – по всем накопленным результатам портфеля достижений и диагностик 1.ЧТО? 2.КТО? 3.СКОЛЬКО? 4.ГДЕ? 5.КОГДА? 6.КАК? 7.ИТОГОВЫЕ?
Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? «Оцениваться может любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)». Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца. Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ? «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Правило 3. ЧИСЛО ОТМЕТОК «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка» ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы) ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу Правило 4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ? В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных) и в портфеле достижений! Таблицы результатов образования – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик: предметных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных- неперсонифицированных. Портфель достижений - сборник работ и результатов, демонстрирующих усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях: входная диагн., выходная, текущие достижения, проекты и т.д.
Правило 6: КАК РАЗЛИЧАТЬ УРОВНИ ОЦЕНОК? (по уровням успешности) Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный обязательно проверяемый) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень (повышенный НЕобязательно проверяемый) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку по любой балльной шкале. Например: Необходимый уровень «норма; хорошо, но не отлично». Программный уровень «приближается к отлично; отлично». Максимальный уровень 5-ти и 6-ти балльные ОТМЕТКИ ЧАСТИЧНО – 3 / 1 ПОЛНОСТЬЮ – 4 / 2 ЧАСТИЧНО – 4+ / 3 ПОЛНОСТЬЮ – 5 / 4 ЧАСТИЧНО – 5+ / 5 ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5
Предметные контрольные Общий вид заданий в новых контрольных работах (с 3-го класса): Формулировка задания (указание проверяемого умения из требований программы) Необходимый уровень (стандартная задача – «хорошо, но не отлично») Программный уровень (нестандартная задача – «отлично») Максимальный уровень (задача сверх уровня школьных требований данного возраста – «превосходно»)
Правило 7. Как определять итоговые оценки и отметки? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифм.баллов), Итоговая оценка – на основе всех результатов, накопленных учеником в портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов. Три варианта итоговой оценки ФГОС: Менее 50% зад.баз.уровня в итогов.раб.(рус.яз., мат., межпр.) Нет результ.в портф.достиж. Более 50% зад.баз.уровня в итогов.раб.(рус.яз., мат., межпр.) В портф.достиж. Во всех разделах результаты с оценкой не менее «зачет» («норма») 65% зад.баз.уровня и 50% макс.баллов в повыш.ур. итогов.раб.(рус.яз., мат., межпр.) В портф.достиж. в половине разделов результаты с оценкой «хор.» и «отл»
Правило 5: Отказ от отметки и пересдачи За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку Использование правила «ПЕРЕСДАЧИ» 1 шаг: Заранее оговорить с учениками порядок реализации их права на пересдачу контрольной работы: когда и как это может делать учитель (этап одного из следующих уроков, урок-пересдач в конце четверти, после уроков) 2 шаг: На уроке после контрольной работы учитель раздает ученикам их работы со своими отметками 3 шаг: Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, но обязательно без указания тех учеников, которые их совершили. 4 шаг: Ученики просматривают свои работы. Могут аргументировано оспорить выставленную учителем отметку (см. правило самооценки). Осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки). 5 шаг: Учитель напоминает: «Кто не присутствовал или не справился с каким-либо заданием (кружок без отметки) – должны их пересдать!». Учитель спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться правом пересдачи?» Каждый ученик принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу из контрольной работы или нет. Учитель объявляет или напоминает принятые сроки и порядок пересдач.
Оценивание – метапредметный результат: Регулятивные УУД Навыки рефлексии Самоанализ Самоконтроль Самооценка Взаимоценка Эффективные средства управления своей учебной деятельностью Личностные УУД Самосознание Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию Готовность к самостоятельным действиям и поступкам, принятию ответственности за их результаты
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ 1.Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами 2.Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям 3.Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок 4.Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников 5.Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию.
Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Развитие самооценки потребует от вас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите как дети станут другими! Как показала практика они говорят: «Теперь понятно зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»