Адаптация пятиклассников
Какой он, младший подросток? Что мы знаем о нем? Каков его внутренний мир? Младшим подросткам присущи свои возрастные особенности, которые мы обязаны учитывать при работе с ними Возрастные особенности детей лет повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению худшего; тенденция предаваться мечтаниям; боязнь осквернения мечты; ярко выраженная эмоциональность; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием, увлечение музыкой.
Что вызывает стресс у пятиклассников? резкие изменения условий обучения разнообразные и усложнённые требования смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней
Что затрудняет адаптацию? Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. В 5 классе многие дети ощущают одиночество, так как первой учительницы рядом нет.
Основная задача в период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене. Создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.
План наблюдения Особенности поведения на уроке и на переменах; Внешний вид; Поза (за партой, походка, жесты, мимика лица); Речь ( громкая, эмоциональность); Круг общения ( с кем из ребят дружит); Особенности стиля общения с взрослыми и сверстниками; Интерес к определенным предметам. Карта психологической характеристики личностного развития подростка
Летом я обычно скучаю по школе.
Довольны ли вы отношением к себе учителей?
Я иду на уроки с радостью.
Что ты считаешь самым важным в школе?
Если бы мог выбрать в каком классе хотел бы сейчас учиться в 4 или 5?
Труднее или легче стало учиться в 5 классе?
Я могу свободно высказывать свое мнение
По какому предмету задают больше всего на дом?
Какой день недели является для вас самым загруженным?
С каким настроением приступаете к выполнению домашнего задания?
Помогают ли родители?
Рекомендации: Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в семье. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место. Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений. Помогайте ребёнку делать домашнее задание, но не делайте их сами. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни происходят изменения. Радуйтесь достижениям своего ребенка вместе с ним. Не позволяйте сравнивать его с другими детьми. Давайте оценку поступкам ребенка, а не ему самому. Когда, откуда и в каком виде ни вернулся ваш ребёнок домой, встречайте его с любовью!