Судьба малой родины в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой».
В своих произведениях писатель раскрывает понятия нравственности, человечности…
У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек земли, который останется на вечную память в сердце человека
Природа близ Ангары, ставшая близкой в детстве, оживёт и заговорит в книгах.
1977 год. Государственная премия СССР за повесть «Живи и помни»
В 1972 году Распутин написал очерк «Вверх и вниз по течению». Герой очерка плывёт на теплоходе в деревню к родителям. Правда, родной деревни, где он вырос, нет: она затоплена, осталась на дне рукотворного моря вместе с кладбищем, огородами, лугами. Очерк автобиографичен: в нём идёт речь о судьбе деревни Распутина – Аталанке.
Повесть «Прощание с Матёрой» впервые появилась в журнале «Современник» 10,11 за 1976 год.
Матёра… Это и остров, и деревня с таким же названием. Мать-земля, мать-родина, материк…
Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо,
без спешки идёт жизнь на этом острове, и за те триста лет многих людей сделала счастливыми Матёра.
«Кругом такая благодать, такой покой и мир..., с таким чистым перезвоном на камнях катилась Ангара. И всё казалось прочным…
Но уходит Матёра, уходит душа этого мира. Многое повидала на своём веку. Знала и наводнения. Но такое впервые…
Пошли слухи, будто остров затопят, а жителей перевезут в строящийся за Ангарой новый посёлок.
Страна принимала грандиозные планы: строились заводы, реки поворачивались вспять, стране нужна была электроэнергия…
В годы строительства Братской ГЭС в зону затопления попали многие деревни.
Легендарная, прославленная в песнях Братская ГЭС…
Люди острова. Их быт, заботы, судьбы. «Старуха Дарья, высокая, поджарая», у неё «строгое лицо с провалившимися щеками». Дарья крепится, не тот у неё характер, чтоб чувства наружу выплёскивать.
Первой вспыхнула мельница, верой и правдой служившая людям немало лет Дарья, прибежавшая вместе со всеми проститься с мельницей- кормилицей, увидела, как люди «с ума посходили: прыгали, кричали, бросались под жар
«Пойдём простимся с ей. Там, поди-ка, все Чужие…Помешала она им. Сколь она, христовенькая, хлебушка нам перемолола…»
Рушится Матёра со всех сторон. «Ох, нелюди мы, боле никто»,- произносит свой приговор Дарья.
Дарья белит избу, моет пол, подоконники. Окна. Всю ночь Дарья оплакивала свою избу, и изба словно понимала..
Этот поступок вызвал уважение даже у пожёгщиков (дом собирались сжечь завтра). Сама же Дарья, простясь с домом, помнила только, что шла и шла, сама не зная куда, до вечера старухи не могли найти её.
А когда настала ночь и уснула Матёра, из-под берега вышел Хозяин острова. Трудная ему досталась доля: зная, что будет, он не может ничего изменить. Он последний хозяин…
Петруха сжёг свой дом. И сердце не дрогнуло. Единственное. что взял, - гармошку.
Мать оставил без крыши и без корки хлеба, любимый её самовар превратился в оплавленный слиток …
Богодул приносит весть старухам: «Мёр – ртвых грабют»! «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» Пушкин.
Сенокос последний на Матёре. Это был горький, но праздник…
Царственный листвень…огромная лиственница. Но это ОН – листвень.
Они рубили листвень топором – но топор отскакивал, пытались пилить – не брала пила, обливали бензином и поджигали – но огонь не приставал, только мазал его сажей.
Без него нельзя было представить Матёру, с ним связана была вся жизнь Матёры.
« Я не мог не написать «Матёру» Эта повесть для меня рубеж в писательской работе. Это повесть – предупреждение!
Много ещё таких островов на реках, и плотин немало будет построено.
Серые лохмотья тумана становились всё больше…Они кричали, но Матёры не было.
Туман стоял сплошной стеной…
Богодул протопал к двери и распахнул её. Понесло туман, и послышался тоскливый вой…
Лариса Шепитько и Элем Климов Сняли по ней фильм «Прощание», вышедший на экраны в 1983 году. Это фильм о деревенской Атлантиде. После гибели Шепитько съёмки завершил кинорежиссёр Э.Климов. Он же изменил и название «Прощание».