Формирование нравственной культуры школьников в процессе уроков этики Космодемьянская средняя школа
В современной школе мы часто наблюдаем нравственное воспитание в форме дидактической беседы об этике и контроля полученных знаний о нравственности. Но этическое воспитание реализуется на основе диалогического субъект-субъектного взаимодействия учителя и ученика, которое является средством формирования нравственной культуры личности. Следовательно, процессу фор- мирования нравственной культуры личности могут служить спе- циальные этические уроки в школе, сочетающиеся с раз- личными формами актуализации нравственного образа жизни, способами и методами организации опыта нравственного поведения, стимулирования гуманистических отношений детей в образовательном учреждении, создания эмоционального бла- гополучия в детской среде.
Этический урок осуществляется как занятие с сюжетно-игровой канвой и инновационной технологией, обеспечивающей построение ЭТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА с детьми в соответствии с их возрастными особенностями. Содержание этического урока (занятия) обращено к сути общечеловеческих ценностей, а его психолого-педагогическое моделирование строится на разнообразии механизмов включения воспитанников в процесс познания этических норм поведения, эмоционального сосредоточения на них, этической рефлексии и гуманистически направленного действия ребёнка в сфере его жизнедеятельности. Целью этического урока является формирование нравственной культуры личности, которой целесообразно придавать значение глубокого осмысления жизнедеятельности человека, ориентированной на общечеловеческие ценности в моральных принципах поведения и сфере нравственных отношений к окружающему миру. Что такое этический урок
Содержание этических курсов Этическая грамматика 1-7 классы. Как и любая грамматика, она предполагает первоначальное ознакомление детей и подростков с этическими знаниями, понятиями, их последовательное освоение, усвоение и осознание через эмоциональное и интеллектуальное погружение в мир этических норм бытия, постепенное накопление опыта нравственных отношений с окружающими. И как любой предмет, этическая грамматика рассчитана на длительный период осмысления, связанного с построением личностного опыта этически выверенного поведения по мере взросления детей. Этика 8-9 классы. Он позволяет повзрослевшим и приобщившимся к основам этической культуры подросткам на основе их подготовленности в соответствии с предшествующим курсом углубиться в изучение этики как науки с соответствующим ей миром категорий и понятий о ценностях и нравственной жизни человека. На тех же принципах спроектированы программы этических курсов для 10- го класса – История развития этической мысли - и 11-го – История развития русской этической мысли. В совокупности все названные предметы составляют единый этический учебный курс «Основы этической культуры», адресованный современному образовательному учреждению.
В чём же воспитательный потенциал уроков этики? - В стимулировании альтернативной мысли и снятии страха её несоответствия принятой норме или образцу. - В раскрытии резервов индивиду- альности и особенности личности в мышлении и мироосознании. - В развитии гибкости мышления и стремления к самостоятельному анализу жизненных явлений, способствующих актуализации адаптационных функций личности. - В преодолении одномерности представлений школьников о жизни и человеке, стимулировании процесса обновления нравственных устоев в жизнедеятельности детей. - В создании оптимальных условий для развития коммуникативных функций личности.
Ожидаемые результаты: 1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям. 2. Достижение приоритетности морали и культуры в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности. 3. Ориентация развивающейся личности на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личности. 4. Самоопределение и самосовершенствование личности как основа её нравственного развития. 5. Актуализация нравственного потенциала личности.
I ЭТАП: Обеспечение учителей методикой и технологией этического урока. II ЭТАП: Сформированность диалогического взаимодействия на этических уроках. III ЭТАП: Организация нравственной атмосферы в школьной среде. 2. Разработанные принципы диагностики нравственного развития детей в процессе этического воспитания, подготовленный пакет диагностических методик, позволяющих проследить нравственную картину мира учащихся. IV ЭТАП: Формирование таких нравственных качеств школьников как гуманность, ответственность, чувство собственного достоинства
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА Семинары в Космодемьянской школе с сотрудниками ГосНИИ семьи и воспитания: Лекции, семинары, открытые уроки, анализ, планирование. Учителя осваивают методику и технологию этического диалога. Мероприятия Семинары и конференции в ГосНИИ семьи и воспитания: Совместные заседания учителей и ученых, круглые столы, обмен педагогическим опытом. Учителя повышают профес- сиональные навыки, получают методическую поддержку Участие в межрегиональном объединении по этическому воспитанию школьников Межрегиональные семинары. Обмен опытом, дополнительное обучение, экспертные оценки проделанной работы Педагогическая мастерская Повышение квалификации учителя этики
ПРАКТИКА Формирование нравственной культуры Еженедельные уроки в каждом классе Планирование, анализ, контроль проделанной работы Педсоветы по реализации этического воспитания Внеклассные мероприятия нравственной направленности Интеграция этики с дополнительным образованием
Динамика развития проекта владение технологией реализации средств их удовлетворения Проект органично встраивается в учебно-воспитательный процесс школы через реализацию следующих принципов работы: осознание учителями собственных профессиональных потребностей и их культурных оснований мотивацию достижения качественно новых творческих результатов нравственное целеполагание нравственное взаимодействие, содействие, сотрудничество, взаимопомощь взрослых и детей профессиональная рефлексия
А также Основными принципами этического обогащения учебных программ являются: Принцип ориентации на общечеловеческие нравственные ценности. Принцип межпредметных связей с уроками этики Принцип выдвижения проблемных вопросов этической направленности. Принцип опоры на жизненный опыт учащихся и учителей. Принцип включения художественно-этических идей.
Диагностика эффективности формирования нравственной культуры школьников Личность школьника в образовательном пространстве школы Мотивационная сфераЭмоциональная сфераПознавательная сфера Диагностические методики Непосредственно в процессе уроков: проблемные ситуации, игры, творческие задания. Проективные методики, опросники, анкетирование, контент-анализ, тесты. Социометрические ме- тодики (структура от- ношений в коллективе) Эмпирический анализ Определение эффективности нравственного воспитания
Принципы дальнейшей реализации проекта Ориентация на ценностные смыслы нравственно-этического воспитания современных школьников. Диалог как основополагающий метод нравственно-этического воспитания детей. Нравственный выбор как метод познания и практического освоения моральными нормами жизнедеятельности человека. Обучение и воспитание как единый процесс нравственного формирования личности школьника.
ОБЛАСТЬ ВНЕДРЕНИЯ Север Архангельск Екатеринбург Кагалым Красноярск Нижний Тагил Норильск Пермь; Лысьва Омск Северодвинск Тюмень Якутия Юг Анапа Апшеронск Ейск Краснодар Крымск ст. Каневская ст. Павловская Темрюк Средняя полоса Брянск Киров Москва Московская обл. Обнинск Трубчевск