Характеристика деятельности классного руководителя Ручко Лариса Сергеевна, к.пс.н., заведующая кафедрой теории и методики воспитания ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» Содержание и организация деятельности заместителя директора школы с классными руководителями
Основные вопросы: Классный руководитель. Подходы к деятельности классного руководителя. Содержание деятельности классного руководителя Сферы ответственности классного руководителя.
Классный руководитель - Профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности (Нечаев М.П., 2006). Педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни (Рожков М.И., 1999). Педагог, осуществляющий деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе (Куприянов Б.В., 2010) 1. Классный руководитель. Подходы Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива. Профессия или дополнительная нагрузка? Дискуссионный клуб Минобразования nagruzka_2.html
1. Классный руководитель. Подходы учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя классный руководитель, имеющий минимальную учебную нагрузку (классная дама, куратор, тьютор) классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, освобожденный классный воспитатель, классный наставник) Типы классного руководства Классный руководитель – это не должность (ЕТКС), он выполняет «дополнительные обязанности, связанные с образовательным процессом» в свое рабочее время.
1. Классный руководитель. Подходы Классный руководитель: подходы к деятельности ТЕОРИИ РАЗВИТИЯПОДХОДЫ становление формирование преображение Деятельностный Индивидуально- личностный Подход: 1) основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики; 2) принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности; 3) приемы и методы построения процесса воспитания. Системный Философско- антропологический адаптация постижение смысла освоение ценностей
Задание Определите наиболее значимые для вашей группы теории развития Сформулируйте и объясните семь принципов деятельности классного руководителя, базирующихся на основе выбранных теорий 1. Классный руководитель. Подходы
Содержание деятельности Технологии, формы, методы Деятельность классного руководителя Цель 2. Содержание деятельности КР Результат Субъекты образовательного процесса («заказчики») Образовательная деятельность в учреждении Внешняя среда и особенности социализации Уклад школьной жизни Специалисты учреждения
Разделитесь на группы и выберите роль (представители администрации, классные руководители, родители, дети) Исходя из роли определите, какие задачи стоят перед классным руководителем, каково его основное содержание деятельности 2. Содержание деятельности КР Задание
Цель деятельности классного руководителя приказ Минобрнауки России от создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. 2. Содержание деятельности КР «Образование направлено на формирование российской идентичности как условие укрепления российской государственности, развития в России гражданского общества, повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала» А.Кондаков «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» Наша новая школа
Задачи деятельности классного руководителя приказ Минобрнауки России от Содержание деятельности КР формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; защита прав и интересов обучающихся; организация системной работы с обучающимися в классе; гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой, творческой деятельности.
Функции классного руководителя В.А. Сластенин 2. Содержание деятельности КР Функции классного руководителя Организационно- координирующие Коммуникативные Аналитико- прогностические Контрольные
1. Организационно-координирующие2. Коммуникативные обеспечение связи ОУ с семьей; установление контактов с родителями (ЗП) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через специалистов, ПДО); проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся; взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе ДО детей; взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом; ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы КР). регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. 2. Содержание деятельности КР
3. Аналитико- прогностические 4. Контрольные изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса. контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. 2. Содержание деятельности КР
Коррекционные Функции классного руководителя 2. Содержание деятельности КР Функции классного руководителя Организационно- координирующие Коммуникативные Аналитико- прогностические Социальной защиты и поддержки Контрольные Профилактическая
Сферы ответственности классного руководителя 3. Сферы ответственности КР Инвариант Вариант ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ОТНОШЕНИЯ ОСВОЕНИЕ ОП ВОСПИТАНИЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОФИЛАКТИКА
Задание 1: Разделите сферы ответственности классного руководителя на инвариантную и вариативную часть, постарайтесь соблюсти верную последовательность Задание 2. Познакомьтесь более подробно с основными сферами классного руководителя, видами работ для реализации каждой сферы и дополните список неучтенными видами работ. Задание 3. Составьте примерную циклограмму реализации педагогом функций классного руководителя а) в течение учебного дня б) в течение учебной недели в) в течение учебной четверти г) в течение учебного года 3. Сферы ответственности КР
Спасибо за внимание Ручко Лариса Сергеевна, КОИРО, кабинет 21 Skype: lararuchko