Муниципальная средняя общеобразовательная школа 2 г.Буй Костромская обл учебный год
Творческий отчёт Учителя начальных классов Опариной Ольги Николаевны стаж работы – 18 лет 1 категория
ТЕМА: «Совершенствование техники чтения младших школьников» «Книга дает обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, мудрым, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание,- понимание жизни, всех ее сложностей». /Д.С. Лихачев /
Обоснование выбора темы. У учащихся класса: - мал объём слуховых и зрительных восприятий; - слаб навык антиципации; - неустойчиво внимание; - мал словарный запас; - слабо развит артикуляционный аппарат; - есть случаи регрессии; - чтение про себя развито недостаточно; - допускают ошибки при чтении.
Задачи: отработать произношение звуков и их сочетаний; отработать литературное произношение; развивать оперативное поле чтения; развивать безошибочное восприятие текста при чтении вслух и про себя; снизить интервал между восприятием и пониманием;
Компоненты техники чтения способ чтения правильность чтения выразительность чтения темп чтения. Факторы, мешающие быстрому чтению: регрессия малое поле зрения неумение найти главное в тексте недостаточное использование смысловой догадки артикуляция при чтении
Система упражнений, влияющих на совершенствование техники чтения. Упражнения на развитие речевого аппарата: фонетическая зарядка; артикуляционная гимнастика для губ, языка; упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок; чтение диалогов с правильной интонацией; пальчиковая гимнастика.
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ Шёл Фрол к Саше в шашки играть. Мама мыла Милу мылом.
Упражнения на преодоление трудностей понимания: чтение пунктирно написанных слов; отделение слов от псевдослов; восполнение пропусков слов в предложении;
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ: 1. В дупле пушистая ….. грызла орехи ком …от к, ж, р, п, ф одм (дом) кол …ара г, ж, ф, п, р ворд (двор) коф сто… л, г, ж, н, т кута (утка) кок поро… г, х, с, б, ф варта (трава)
Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения: чтение строчек с прикрытой верхней (нижней) половиной; работа с таблицами Т. Шульте; работа с поисковыми таблицами; чтение пирамидок слов; чтение по таблице – треугольнику.
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ ученье вьюга учёный метель ученик позёмка учитель буря 3.
Упражнения, направленные на развитие антиципации: антиципация частей пословиц, поговорок; антиципация частей диалога; дидактические тренировочные средства «Решётка», «Плёнка»; дидактическая игра «Угадай»;
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ 1. Сделал дело … 2. -Ты уже читал эту книгу? Тише едешь … - Я тебе её дам почитать. Семь раз отмерь … - Ты медленно читаешь? 3.
чтение строчек наоборот по буквам, словам; чтение столбиков слов на время; чтение текста по абзацам в парах; Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста:
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ вода водичка водный чистота частота дедушка девушка мужественный смелый ловкий родина родной родитель
пересказ ранее прочитанного без предупреждения; чтение перевернутого текста; поиск в тексте заданных слов; дидактические тренировочные игры «Найди отличия», «Подбери синоним (антоним)» ; заучивание четверостиший. Упражнения, направленные на развитие памяти и внимания:
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ грустить – горевать, печалиться, огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться радоваться - грустить
Упражнения, направленные на развитие скорости чтения вслух и про себя: чтения в парах, группах; жужжащее чтение; чтение в темпе скороговорки; повторное чтение с подсчётом слов; упражнения «Губы», «Спринт», «Разведка», «Финиш», «Чтение за диктором», «Бегущая строка»; зрительные диктанты.
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ Памятка. («Спринт») 1.Плотно сожми губы и зубы. 2.Читай только глазами. 3. Читай как можно быстрей. 4. Ответь на вопросы к тексту. Памятка. («Разведка») 1.Плотно сожми губы и зубы. 2. Поставь пальцы на начало и конец строки. 3. Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.
Место упражнений в уроке: при подготовке к чтению текста; во время чтения текста; в работе после чтения; Форма работы с упражнениями: индивидуальная; коллективная; групповая.
Главными условиями для достижения положительных результатов при выполнении упражнений являются: систематичность использования, самозамеры скорости чтения, контроль техники чтения учителем.