Информационно- образовательная среда начальной школы. Медникова Л.А. - доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО
Требования стандартов второго поколения К результатам освоения основных образовательных результатов К структуре образовательных программ К условиям реализации образовательны х программ К условиям реализации образовательны х программ Планирование и достижение результатов достижение Планирование и достижение результатов достижение Ресурсы и условия Организация и содержание
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) К кадровому обеспечению К финансово-экономическим условиям К материально-техническому обеспечению К материально-техническому обеспечению К использованию современных образовательных технологий К использованию современных образовательных технологий К учебно-методическому и информационному обеспечению К учебно-методическому и информационному обеспечению К системе оценивания и оценке качества освоения ООП НОО
Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента. (А.А.Андреев) Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается системно организованная совокупность информационного, технического, учебно- методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса. (О.А. Ильченко) Информационно-образовательная среда начальной школы
Информационно-образовательная среда ОУ должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательного процесса; размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ обучающихся и педагогов; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных для решения задач управления образовательной деятельностью; контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся); взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями …
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.); получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.); проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения; наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью; исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий; физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения; проведения массовых мероприятий, собраний, представлений...
Интерактивная доска С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. С изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. Программное обеспечение, позволяет распознавать рукописный текст, преобразуя его в машинописный. Используя интерактивную доску, любой объект на экране доски может быть перемещен в другое положение на экране.
Интерактивная доска Использование интерактивной доски на уроке способствует включению каждого учащегося в работу над учебным материалом/проектом и дает бесценный живой практический опыт.
Интерактивная приставка Это устройство, которое крепится к рабочей поверхности (классной доске, стене, экрану), на которую выводится изображение с проектора, либо к самому проектору. Это делает любую рабочую поверхность интерактивной. Интерактивные приставки по своему функционалу соответствуют интерактивным доскам.
Интерактивный планшет (дигитайзер) Это устройство, обеспечивающее удаленную работу с ресурсами компьютера по беспроводной технологии. Устройство интерактивного планшета имитирует использование листа бумаги, а электронное перо не только дублирует функции мыши, но и выступает в роли ручки или карандаша. Результат работы с дигитайзером отображается на дисплее, выводится на монитор компьютера и может быть спроецирован на экран или интерактивную доску при помощи проектора.
Документ-камера Позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое изображение практически любых объектов, в том числе и трехмерных, которое может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано проектором на экран. Особый класс телевизионных камер, предназначенных для передачи изображений с бумажных носителей в виде телевизионного сигнала или в какой-либо электронной форме. По своей конструкции и назначению документ-камера походит на кодоскоп, но с телекамерой на месте верхнего объектива-перископа.
Цифровой микроскоп Вид интерактивного оборудования, включающий в себя оптическую либо электронно-лучевую системы получения данных (собственно микроскоп) и систему кодирования (цифровая камера). При работе с цифровым микроскопом появляется возможность получить многократно увеличенное изображение исследуемого объекта или процесса, передать полученные данные в компьютер, продемонстрировать их для широкой аудитории с помощью проектора, сохранить результаты исследования для их дальнейшего использования.
Образовательный конструктор Это робототехнический конструктор, используемый на разных ступенях обучения в образовательных и развивающих играх. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями. Основные предметы, где происходит работа с конструктором, это информатика и ИКТ, технология. Особое место образовательный конструктор занимает во внеурочной деятельности. Комплект из более чем 150 деталей, включает колеса, передачи, шестеренки, красочные карты со схемами; электрический мотор; датчики; USB коммутатор для подключения к ПК; учебное пособие и компакт-диск с программным обеспечением и обучающим материалом.
Модульная система экспериментов (цифровая лаборатория) Это аппаратно-программный комплекс, позволяющий проводить учебные эксперименты по предметам естественнонаучного цикла. Лаборатория обеспечивает автоматизированный сбор и обработку данных, позволяет отображать ход эксперимента в виде графиков, таблиц, показаний приборов. Полученные данные могут быть использованы на занятиях для изучения различных тем школьного курса. Цифровые датчики: температуры, освещённости, относительной влажности, расстояния, звука, атмосферного давления, частоты сердечных сокращений.
Комплекс оперативного контроля знаний (система опроса и голосования) Это мощное современное аппаратно-программное средство, позволяющее интерактивно и массово проводить оценку знаний учащихся. Использование системы даёт возможность в автоматизированном режиме собрать с их последующей обработкой, выставлением оценок и анализом результатов тестирования.
Модели организации учебно-познавательной деятельности младших школьников Модель 1.Модель 1. АРМ учителя – класс («один ко многим»). Эта модель проста и удобна для организации фронтальной работы и реализуется в кабинете начальной школы при наличии интерактивной доски и мультимедийного проектора с экраном.
Модель 2.Модель 2. 1 ПК – 1 ученик Является наиболее перспективной для организации индивидуальной самостоятельной работы на уроке. Эта модель может быть реализована по-разному. Модели организации учебно-познавательной деятельности младших школьников
Модель 3.Модель 3. 1 ПК – 2 ученика Эта модель эффективна для проведения исследовательской работы при использовании дополнительного оборудования, например, цифровой лаборатории, или конструктора, или измерительных приборов, и, соответственно, специально разработанных ЭОР; возможно также использование специально разработанных дополнительных заданий. Модели организации учебно-познавательной деятельности младших школьников
Модель 4.Модель 4. 1 ПК – ученика Работа в малых группах (организация совместно- распределенной деятельности возможно до пяти учеников), может быть организована как в кабинете начальной школы, так и в специально оборудованном кабинете ИКТ с выделенными «цифровыми зонами». Эффективным является выполнение мини-исследований, проектов, создание роликов, мультфильмов и т. д. Модели организации учебно-познавательной деятельности младших школьников
Учебно-методическое и информационное обеспечение Обеспеченность учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно- методической литературой и материалами по всем учебным предметам на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека (медиатека) образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно- популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
Электронный образовательный ресурс Это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
ЭОР для начальной школы может быть представлен в виде: учебного материала: задачник, учебник, учебное пособие, тест, контрольные вопросы, электронный учебный курс; учебно-методического материала: методическое указание, учебная программа, учебный план, план занятий;
иллюстративного и демонстрационного материала: атлас, карта, альбом, иллюстрация, наглядное пособие; дополнительного информационного материала: хрестоматия, публикация научно-популярного характера, печатное издание (книга), рекламно- информационная публикация, библиография; нормативного документа: национальный стандарт, образовательный стандарт, инструкция, нормативный акт;
электронного периодического издания: полнотекстовое издание, оглавление печатных изданий; электронной библиотеки; образовательного сайта; программного продукта: программного комплекса для образовательных учреждений, инструментального средства для создания компьютерных средств обучения.
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов collection.edu.ru/ collection.edu.ru/
Медиатека (medialibrary, mediateque)- Учреждение или структурное подразделение учреждения, включающее совокупность фонда медиатекстов на любых носителях и разнообразных информационных, технических средств, мультимедиа; располагает комплексом оборудования для хранения и восприятия медиатекстов различных видов и на разных носителях.
Медиатеки, оснащенные компьютерами и коммуникационной техникой, создают условия для составления каталогов информационных ресурсов, создания информационных банков данных, контроля за обращением фонда. А в целом, для оперативного получения информации. Наличие в медиатеке компьютера помогает учителю и ученику подготовиться к учебным занятиям: получить библиографическую справку, подобрать необходимые информационные ресурсы, включая ЭОР по теме или просто ознакомиться с содержанием интересующих источников, используя при этом различные носители информации.
Примеры медиатек school.ucoz.ru/index/mediateka/ school.ucoz.ru/index/mediateka/0-35
Электронный учебно-методический комплекс Структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент, и предназначенных для совместного использования в образовательном процессе. ЭУМК могут создаваться для обеспечения изучения отдельных дисциплин, учебных модулей, комплексов дисциплин, а также для реализации образовательных программ в целом. Структура и образовательный контент ЭУМК определяются спецификой уровней образования, требованиями образовательных программ и другими нормативными и методическими документами.
КОМПОНЕНТЫ ЭУМК 1.Учебные пособия для учителя и учеников (региональный компонент) 2. Коллекция книг для чтения по различным предметным областям/межпредметные 3. Коллекция фото, видеоматериалов, цифровых копий художественных и научнопопулярных фильмов. 4. Коллекция цифровых копий произведений искусства и др. материалов. 5. Коллекция интерактивных материалов, моделей 6. Задачники 7. Журналы для учеников (периодическая печать)