У ПОТРЕБЛЕНИЕ НАКЛОНЕНИЙ ГЛАГОЛА Дроздова Анна Валерьевна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 город Кострома
В ЕЛИКИЕ МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ «Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное» Ф.М.Достоевский «Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все» Франсуа Фенелон
Т ВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. З АДАНИЯ : Теоретическое Лингвистическое Грамматическое Литературное Культура речи Проба пера Театральное Творческое
П РОВЕРКА Изъявительное наклонение - действие как реальный факт. Условное наклонение – действие как возможное и желательное. Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.
П ОВТОРЯЕМ ИЗУЧЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. Слово выпуст..шь – так и вилами не втащ..шь. Книга помож..т в труде, выруч..т в беде. Одна книга тысячи людей уч..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия.. Отреж(?)те, толкаеш(?)ся, береч(?), спряч(?)ся, встав(?)те, увелич(?), стрич(?).
Н АЙТИ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. (К.Г.Паустовский) Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. (И.С.Тургенев
К УЛЬТУРА РЕЧИ ОденьНадень вылазьвылезай ездиюезжу лягетляжет ляжь(те)ляг(те) хочемхотим
П РАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уж возражай, если не согласен. Уважай собеседника. Будь в словах так же вежлив, как в поступках. Не унижай собеседника своим пренебрежительным или насмешливым тоном.
В СТАВИТЬ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ ГЛАГОЛЫ Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, (звенит), (журчит) и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Нескольких таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. К.Г.Паустовский
В СТАВИТЬ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ ГЛАГОЛЫ (Пронёсся) свежий ветерок,(подул) прохладой в лицо, (прошумел) по листьям, (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он (ворвался) в деревню,(сбросил), несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур. И.А.Гончаров
Т ВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Самостоятельная работа: составить 5-8 предложений-советов «Как не потерять друга», «Советы книголюба», «Мой фирменный рецепт», употребляя глаголы в повелительном наклонении.
« Движение и его выражение - глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы- это значит дать движение фразе»
Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Написать мини-сочинение на свободную тему, употребляя в нём глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений.