Речевой этикет в произведениях XIX и XX века Учебный проект выполнен учениками 9 «А» класса: Кириенко Соней, Баталовым Анзором, Троценко Дмитрием.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речевой этикет. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 1 » г. Энгельса Саратовской области Презентация.
Advertisements

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный технический университет«МАМИ» Мероприятие.
Социологическое исследование Учебный проект выполнен учащимися 9 «А» класса: Непременовой Татьяной, Сединой Ольгой, Бардиновой Викторией, Тюриковой Александрой.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРОЕКТ. ПЛАН 1.ВСТУПЛЕНИЕ 2.ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА РЕГУЛИРУЮТСЯ РЕЧЕВЫМ ЭТИКЕТОМ 3.ПРИЗНАКИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА 4.ЭКСПЕРИМЕНТ.
Урок русского языка 8 класс Предложения с обращениями.
Работа ученицы 5 б класса Банщиковой Елены Рук.Толстова Н.Г.
Итак, что же такое «обращение»? Как свидетельствуют словари, «обращение» называет того, к кому направлена речь. Обращениями служат имена людей, название.
МОУ средняя общеобразовательная школа 38 города Костромы Автор: Ошуркова Н.А., учитель русского языка и литературы Комплекс упражнений по речевому этикету.
Жаргон в устной речи современных школьников Работу выполнили : Румак Алена и Бородина Анастасия. Ученицы 6 « Г » класса Школы 25 г. Перми. Руководитель.
Употребление обращений в речи Урок первичного закрепления новых знаний.
Тема урока: Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений Учитель I категории МОУ гимназии 1 г. Данкова Липецкой области Вишнякова Н.Н.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Обращения в художественной и обыденной речи Автор: Козлова Надежда ученица 11 А класса МОУ средняя школа 4. Руководитель: Сотченкова С.П., учитель русского.
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Н.М.Карамзин Роль вводных слов, обращений, междометий в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »
Представление учебного предмета –русский язык. Подготовили ученики 5 класса. Руководитель: Сизонова Е.М.
«Каков учитель такова и школа» Ян Амос Коменский.
Такие разные обращения. Знать способы выражения обращения. Научиться употреблять уместные обращения в речи.
» МОУ Васькинская основная общеобразовательная школа «Речевой этикет и культура речевого общения» Выполнил ученик 6 класса Романов Максим (классный руководитель.
Тема : Урок – обобщение. 8 класс.. Цель урока: 1. Уточнение и расширение знаний об обращении, как особой структурной части предложения. 2. Усовершенствование.
Транксрипт:

Речевой этикет в произведениях XIX и XX века Учебный проект выполнен учениками 9 «А» класса: Кириенко Соней, Баталовым Анзором, Троценко Дмитрием

Речевой этикет является ли исторически изменчивым правилом общения? В 8-й главе 1 части «Мертвых душ» Н. В. Гоголь несколько иронично написал об этикете: «Дамы города N отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни в коем случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намек на это, а говорили вместо того: «этот стакан не хорошо ведет себя» или что-нибудь вроде этого. А французский, другое дело: там позволялись слова, которые были гораздо по жестче упомянутых».

В повести Достоевского «Бедные люди» встречаются этикетные сочетания: бесценная моя, милостивая государыня, родная моя, добрый друг мой, голубчик мой, душенька моя, милая моя, ангел мой, любезный друг.

В рассказе В. М. Шукшина «Сельские жители» есть такой эпизод. Сельский школьник под диктовку бабушки пишет телеграмму в Москву. «Шурка писал, бабка диктовала. «Дорогой сынок Паша, есль уж ты хочешь, чтобы я приехала, то я, конечно, могу, хотя мне на старости лет...» Привет! сказал Шурка Кто же так телеграммы пишет? А как надо, по-твоему? Приедем. Точка. Или так: приедем после Нового года. Точка. Подпись: мама. Все. Бабка даже обиделась. В шестой класс ходишь, Шурка, а понятия никакого. Надо же умнеть помаленьку! Шурка тоже обиделся». Употреблять слово «привет», как это делает Шурка, могут только молодые, и писатель явно рассчитывает на наше знание этой речевой приметы. Литературной речью Шурка, конечно, еще не овладел. Образование у него пока небольшое, хотя он и сейчас уже грамотнее бабушки.

В рассказе В. Токаревой «Самый счастливый день» московская восьмиклассница, очень симпатичная героиня, размышляет: «Знать много слов совершенно не обязательно. Мальчишки в нашем классе вполне обходятся шестью словами: точняк, нормалек, спокуха, не ки- сло, резко, структура момента. А Ленка Коновалова любую беседу поддерживает двумя предложениями: «Ну да, в общем- то...» и «Ну, в общем-то, конечно». Известно, что молодежный жаргон имеет парольное значение. Это выражение возрастной солидарности, средство подчеркнуть единство своей группы, принадлежность к ней тех, кто общается с помощью жаргона. Школьники нередко употребляют такие жаргонизмы, как пачка, вывеска со значением «лицо», варежка «рот» и им подобные.

Сегодня молодые люди до начала самостоятельной жизни обращаются друг к другу по имени. В обстановке неофициальной такое же обращение и у людей более взрослых. Социологический центр телерадиокомпании «Останкино» провел опрос москвичей относительно предпочтений в выборе обращений. Вот какие данные получены: товарищ 22 % людей среднего и старшего возраста (образование среднее и незаконченное среднее), чаще мужчины; гражданин, гражданка 21 % (примерно тот же социальный состав опрошенных); мужчина, женщина 17 % (люди образованные, чаще служащие и женщины); господин, госпожа 10 % (социальный состав опрошенных не указан). (По материалам Internet).

Наш вывод: Речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. За последние годы наблюдается существенное изменение речевого этикета в худшую сторону.