МОУ ЧСОШ им.А.А. Яковлева1 Занятие первое Осмысление жанра эссе Руководитель курса учитель русского языка и литературы высшей категории Меньшикова Е.В. МОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева
МОУ ЧСОШ им.А.А. Яковлева2 Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. А. Эльяшевич
МОУ ЧСОШ им.А.А. Яковлева3 Жанр ( фр. род, вид) – исторически сложившаяся разновидность художественного произведения; например, в живописи – портрет, пейзаж и др.; в музыке – симфония, кантата, песня и др.; в литературе – роман, поэма и др. Повтори определение жанра!
МОУ ЧСОШ им.А.А. Яковлева4 Эссе вбирает в себя воспоминания дневники письма исповедьпроповедь очеркрассказ
МОУ ЧСОШ им.А.А. Яковлева5 Чёткого определения жанра эссе не существует Эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о системности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984). Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987). Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею… Во французском языке слово ЭССЕ значит «попытка, проба, очерк», в латинском – «взвешивание, взвешиваю» (Т.А. Калганова, Сочинения различных жанров, - М., 1997).
МОУ ЧСОШ им.А.А. Яковлева6 Синонимы к слову «эссе» помогут тебе понять его смысл Записки Раздумья Наброски Зарисовки Очерк Авторская проза
МОУ ЧСОШ им.А.А. Яковлева7 М. Цветаева «Два слова о театре» М. И. Цветаева ( ), русская поэтесса XX века Перед тем, как прочитать текст, подумай: о чём можно написать в небольшом произведении, если оно называется «Два слова о театре»?«Два слова о театре»?
МОУ ЧСОШ им.А.А. Яковлева8 Театр не благоприятен для Поэта. И Поэт не благоприятен для Театра. Гейне Не чту Театра, не тянусь к Театру. И не считаюсь с Театром. Театр (видеть глазами) мне всегда казался подспорьем для нищих духом, обеспечением для хитрецов породы Фомы Неверного, верящих лишь в то, что видят, ещё больше: в то, что осязают – некой азбукой для слепых. А сущность Поэта – верить на слово! Поэт, путём прирождённого невидения видимой жизни, даёт жизнь видимую (бытие). Театр эту – наконец – увиденную жизнь (бытие) снова превращает в жизнь видимую, то есть в быт. Театр я всегда чувствую насилием. Театр – нарушение моего одиночества с Героем, одиночества с Поэтом, одиночества с мечтой, - третье лицо на любовном свидании. И то, что окончательно утверждает правоту Гейне и мою: в минуты глубокого потрясения – или возносишь, или опускаешь, или закрываешь глаза. «Но пишите же, однако, пьесы!» Это не пьеса, это поэма, - просто любовь: тысяча первое объяснение в любви Казанове. Это так же театр, как я – актриса. Знающий меня – улыбнётся! Москва, октябрь 1921 года М. Цветаева Что показалось вам неожиданным в этом тексте? Как вы понимаете слова Гейне, вынесенные в эпиграф? Определите жанр этого текста, его характерные признаки. Напишите собственное эссе о театре. Два слова о театре
МОУ ЧСОШ им.А.А. Яковлева9 Чтобы закрепить и повторить сведения о жанре эссе, прочитай материал лекции (смотри дидактические материалы) и выполни проверочное задание по теме 1 «Понятие о жанре эссе».