Фактор успеха Что больше всего влияет на успеваемость ? Важно все: и квалификация учителя, и оборудование кабинетов…Но больше всего класс! В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя за «малым» - помочь классу умело организоваться на своих уроках. Наверное в этом и кроется секрет лучших учителей, умеющих СОЗДАТЬ КЛАСС.
Старое становится новым Многие уже знакомые нам гаммы педагогической партитуры звучат иначе при переходе от соло к ансамблю. Речь идет о работе в группах. Группа может быть от 2 до 12 учеников. Впрочем, верхняя граница весьма условна. Но для большинства форм предлагаемой групповой работы оптимальна группа из 4 учащихся.
Организация работы в группах
СХЕМА 1 ФОРМУЛА : группы получают одно и тоже задание В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.
СХЕМА 2 ФОРМУЛА : группы получают разные задания Группы или их спикеры отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой группой.
СХЕМА 2 ФОРМУЛА : группы получают разные задания, но работающие на общий результат Каждая группа выполняет своё задание, после чего результаты сводятся например, на доске в единую таблицу.
ЛОВИ ОШИБКУ! ФОРМУЛА : ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к общему мнению группа выбирает спикера. Спикер сдает результаты учителю или оглашает задание и результат решения перед всем классом.
Пресс- конференция и вопрос к тексту ФОРМУЛА : ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам Группы могут работать над одним и тем же текстом (или частью текста), но одни из них – над репродуктивными вопросами, другие – над расширяющими или развивающими.Можно иначе: группы работают над разными частями текста.
СВОЯ ОПОРА ФОРМУЛА 1 : группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата ФОРМУЛА 2 : несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту
Значение групповой формы работы Работа в группах сплачивает ребят; воспитывает чувство коллективизма; облегчает организацию обучения на основе учета индивидуальных особенностей; развивает взаимопомощь и товарищескую поддержку; способствует созданию, на уроке спокойной, деловой обстановки.