МОУ Судайская средняя школа Исследовательская работа «Роль крылатых выражений (фразеологизмов) в лексическом составе языка на примере басен И. А.Крылова»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил ученик 6 кл. Лушников А.. Фразеология – это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.
Advertisements

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) УЗНАТЬ ОБ ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ; 2) ОПРЕДЕЛИТЬ КАКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЮТСЯ В БАСНЯХ; 3) СОСТАВИТЬ.
Устойчивый оборот речи, свойственный определённому языку и потому дословно не переводимый на другие языки, имеющий самостоятельное значение, которое в.
Живые свидетели прошлого Автор: Тареев И. 6 класс.
Фразеологизмы в русском языке Проект для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы.
Фразеологизмы Раздел «Лексика и фразеология» 6 класс МОУ Морткинская средняя школа г. Русский язык.
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Грамматическое строение фразеологизмов Работа Юркиной Ксении, ученицы 9 класса МОУ «Арабкаевская основная общеобразовательная школа»
Афоризмы в баснях И.А. Крылова. Выполнил: ученик 6а класса ФГОУ «ОПКУ» Ланеев Николай Руководитель: : преподаватель русского языка и литературы, первой.
Урок чтения. 1.Учись отчётливо произносить звуки. Са – са – са – в лесу бегает _______ ; Со – со – со – у Вовы ____________ ; Ос – ос – ос – на поляне.
Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы.
Из истории слов….. Меня заинтересовал вопрос об употреблении и значении фразеологизмов, и я решил побольше узнать об устойчивых сочетаниях слов.
Использование фразеологических оборотов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исследовательская работа.
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. М.Исаковский.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
Устойчивые выражения русского языка. Цель: Исследование происхождения, лексического значения и Употребления устойчивых выражений.
Антонимы Выставкин С. Романова К. 6 класс Проблемные вопросы Что такое антонимы? С какой целью и как часто антонимы используются в речи?
Фразеология Фразеология раздел теоретической лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения теоретической лингвистики.
Исследовательская работа по русскому языку «Жизнь исконно русского слова ПЕТУХ» Выполнила: Нуриева Камила, ученица 11 Б класса Руководитель: Лыженкова.
«В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.» А. М. Горький. Исследовательская работа.
Транксрипт:

МОУ Судайская средняя школа Исследовательская работа «Роль крылатых выражений (фразеологизмов) в лексическом составе языка на примере басен И. А.Крылова» Автор работы: Бакаева Седа, 6а класс Руководитель: Лебедева Е.Н год

План исследования: Фразеологизмы как лексическая единица речи. Крылатые выражения, их признаки, особенности. Крылатые выражения в баснях И.А.Крылова, использование их в современной речи. Выводы. Проблема исследования: Лексический состав русского языка разнообразен, особое место в нём занимают фразеологические обороты, крылатые выражения, которые используются всеми людьми, хотя многие из нас не подразумевают об источнике происхождения того или иного выражения. Особую роль в образовании таких слов и выражений сыграл И.А.Крылов, который языком своих творений, басен, обогатил лексику русского языка красочными и говорящими выражениям.

Актуальность: Работая на уроках русского языка и литературы над баснями И.А.Крылова, еще с начальной школы я задумалась над многими особенностями басни: язык, стиль изложения, выразительные средства речи. Но больше всего меня заинтересовали необычные словосочетания- «крылатые выражения». Как с помощью их И.А.Крылову удаётся более точно описать героев, оценить их поступки, высмеять пороки. Крылатые выражения помогают понять сюжет басни, мораль и сделать выводы.

Цель: изучить роль крылатых выражений на основе басен И.А.Крылова «Крестьянин и лисица», «Паук и пчела». Задачи: подобрать литературу для исследовательской работы; изучить материалы по теме исследования; найти крылатые выражения в баснях: «Крестьянин и лисица», «Паук и пчела»; выяснить роль крылатых выражений в данных баснях; сделать выводы по данному проекту.

Гипотеза: У каждого из писателей есть свои особенности, свой стиль. Я думаю, что наличие фразеологизмов и выражений, ставшими крылатыми в произведениях И.А.Крылова- главная особенность стиля баснописца, его языка. Методы исследования: беседа описание сравнение сопоставление анализ обработка материала.

Этапы работы: 1. Беседа «Роль крылатых выражений в речи» (сентябрь) 2. Подбор литературы (октябрь) 3. Изучение материала по теме исследования (ноябрь- декабрь) 4. Работа с баснями И.А.Крылова (февраль- март) 5. Выводы и оформление исследовательской работы (апрель)

Научные сведения Фразеология - это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. Фразеологизмы - это устойчивые словосочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Источники фразеологизмов: По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими, другие - заимствованными. Одни связаны с историей нашей Родины (топорная работа), другие возникли из пословиц (собаку съел), из художественных произведений (как белка в колесе), из мифов разных народов (авгиевы конюшни)

Примеры фразеологизмов: Тянуть волынку- тянуть, медлить в работе, затягивать какое-либо дело. Котелок не варит- (разг.) голова не работает. Без году неделя- совсем недавно Испить чащу до дна- перенести до конца трудности, лишения За тридевять земель – очень далеко От корки до корки – от начала до конца

Из биографии И.А.Крылова: Детство и отрочество не баловали будущего баснописца. И.А.Крылов не учился в школе, но в нём жила жажда знаний. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал образованным человеком. Каждый шаг к успеху не давался ему даром. Именно басня сделала его известным. Крылов написал 205 басен. Он любил свою родину и считал свои долгом вести борьбу с недостатками общества. Из народного языка, из пословиц черпал писатель многие свои сюжеты. По определению Н.В.Гоголя, басни И.А.Крылова – «Книга мудрости самого народа»

Басня «Крестьянин и лисица» «Скажи мне, кумушка, Что у тебя за страсть кур красть? Ведь в ремесле твоём ни на волос добра не видно…» «Коль правду ты не лжёшь, Я от греха тебя избавлю И честный хлеб тебе доставлю. Наймись курятник мой от лис ты охранять: Зато ни в чём не будешь ты нуждаться И станешь у меня Как в масле сыр кататься!»

Басня «Паук и пчела» «Купец на ярмарку привёз полотны4 Они такой товар, что надобно для всех. Купцу на торг пожаловаться грех: Покупщиков отбою нет…» «Увидя, что товар так ходко идёт с рук, Завистливый Паук на барыши купца прельстился…»

Выводы: крылатые выражения учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт; фразеологические обороты обогащают наш язык, делают речь более яркой, меткой, выразительной; фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях.

Используемая литература: фразеологический словарь русского языка 1994 г.; этимологический справочник 2001 г.; учебник «Русский язык» 2002 г.; журнал «Досуг в школе» 2007 г.; книга для учителя «Предметные недели в школе» Л.И. Косивцова 2003 г.; сборник басен И.А.Крылова 1985 г.