Развитие познавательных способностей. Коррекционная работа по тренировке психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Холодова О.А. ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ О развивающем курсе для младших школьников Учитель: Дорохина Н.А. Свои способности человек может узнать, только попытавшись.
Advertisements

Внеурочная деятельность « Эрудит ». Свои способности человек может узнать, только пытавшись применить их на деле. Сенека младший – римский философ и писатель.
Лушакова Наталья Вячеславовна Анализ работы кружка «Информатика и логика» для 4 класса.
Вариант 1 (длительность 3-5 минут). Исходное положение – сидя в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения.
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
Мосиенко Н.В. ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ О развивающем курсе для младших школьников Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их.
«Шапка для размышлений» «Ленивые восьмерки» «Письмо носом» «Стрельба глазами»
Приемы педагогической кинезиологии как средство здоровьесбережения младших школьников Методика « Гимнастика мозга» Из опыта работы педагогов МОУ «Начальная.
1. Гимнастика для глаз Не вставая из-за рабочего стола, примите удобное положение – спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения.
Чаще отрывайте взгляд от компьютера Смотрите вдаль Чаще моргайте, чтобы глазные яблочки не пересохли «Удивление» Поднимите брови до ощущения приподнятости.
Руководитель: Дерябина Светлана Николаевна 2 класс «А» Кружок «Логическое развитие»
Автор опыта: Романова Н.Ю МБОУ Междуреченская СОШ.
Повторяйте через каждые мин. работы за ПК. Вращайте глазами по кругу сначала по часовой стрелке, а затем в обратном направлении по 5–7 раз. Не спешите.
Клуб «Умницы и умники» (развитие познавательных способностей) Руководитель – Низовцева Г.М.
Сухость, покраснение, воспаление, раздражение и усталость глаз, головные боли все это является следствием постоянно возрастающих требований к зрению и.
Укрепление физического, психического, умственного здоровья через кинезиологические упражнения Учитель-логопед: Н.А.Щелчкова.
1. Гимнастика для глаз Не вставая из-за рабочего стола, примите удобное положение – спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения.
Кружок «Умники и умницы» «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле...» Аристотель.
Составила: учитель-логопед 1 кк Емельянова А. В..
Обобщение опыта по теме « Раннее изучение геометрии» Выполнила Син Светлана Минсиновна учитель начальных классов, МБОУ « СОШ 3» г. Невельска.
Транксрипт:

Развитие познавательных способностей. Коррекционная работа по тренировке психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Обобщение опыта работы учителя начальных классов МОУ «Соболевская средняя школа» Егоровой В. И уч.год

«Делайте себя сами сегодня и каждый день!»-вот основная идея коррекционных занятий по развитию познавательных способностей. Познавательные способности можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное –привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.

Занятия позволяют решать три аспекта цели: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения; формирование и развитие общеучебных навыков; формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. РАЗВИВАЮЩИЙ аспект: развитие речи; развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект: воспитание системы нравственных межличностных отношений(формировать «Я-концепцию»)

Примерное планирование занятий кружка «Математические ступеньки» (68 часов) 4класс уч. год. 1.Диагностика – 2 ч. 2.Нестандартные задания -31 ч. 3.Упражнения по развитию познавательных способностей -31ч. 4.Интеллектуальные конкурсы -2 ч 5.Викторины – 2 ч.

Примерное планирование занятий на сентябрь уч. года года. 4 класс (8 часов) 1-2. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. 3.Развитие концентрации внимания. 4.Логически-поисковые задания. 5. Нестандартные задачи. 6.Тренировка зрительной памяти. 7.Поиск закономерностей. 8. Развитие быстроты реакции мышления.

Модель занятий. «Мозговая гимнастика» (2минуты) 1.Разминка (3-5 минут) 2.Тренировка памяти, мышления, внимания, воображения (10минут) Отдых :упражнения для снятия глазного напряжения ( 2 минуты) 3. Логически- поисковые задания (10 минут) 4. Веселая переменка (3 минуты) 5. Нестандартные задачи ( минут)

«Мозговая гимнастика»- упражнения для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения. «Качания головой» ( упражнение стимулирует мыслительные процессы): Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд) «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» (упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

«Мозговая гимнастика» (продолжение)-коррегирующая гимнастика для глаз. Моргания (полезно при всех нарушения зрения): моргайте на каждый вздох и выдох. «Вижу палец!»: указательный палец руки держать перед носом на расстоянии см и смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же. Но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз. «Палец двоится» : вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз. До тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша. «Письмо носом»: закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Разминка. Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные долей юмора и поэтому помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности.

Тренировка памяти, внимания, воображения, мышления. Задания на развитие внимания: -лабиринты, - целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. - Выполнение этих заданий способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужно пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух- трехходовые задачи.

Образцы заданий по развитию внимания.

Тренировка внимания, памяти, воображения, мышления (продолжение). Задания, развивающие память: -упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти; -игры, в которых дети учатся применять специальные приёмы, облегчающие запоминание; -упражнения, позволяющие осмысливать и прочно сохранять в своей памяти различные учебные термины и определения. - Все эти задания способствуют увеличению объема зрительного и слухового запоминания, развитию смысловой памяти, восприятия и наблюдательности, закладывают основу для рационального использования сил и времени.

Образцы заданий по развитию памяти.

Тренировка внимания, памяти, воображения, мышления (продолжение) Задания на развитие воображения -упражнения, построенные на материале, включающем задания геометрического характера: -дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого- либо изображения; -выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; -вычерчивание фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды; -выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; -выбор пары идентичных фигур сложной формы; -деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; -складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Образцы заданий по развитию воображения.

Тренировка внимания, памяти, воображения, мышления (продолжение). Задания на развитие мышления: -упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики; - задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями( пошаговое выполнение задания).

Образцы заданий по развитию мышления.

Логически-поисковые задания. Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

Логически-поисковые задания.

Весёлая переменка. Динамическая пауза в составе занятия не только развивает двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

Нестандартные задачи. Решение творческих задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство этих задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления- то есть развитию творческих способностей у детей.

Нестандартные задачи.

Нестандартные задачи ( задания при подготовке к олимпиадам)

Методическая литература, используемая при подготовке и проведении занятия.

Методическая литература.

Методическая литература

Фотографии районного семинара. ( учебный год) Наши гости. Определи путь по звездам.

Фотографии семинара. Дорога по болоту Оказались на острове Бармалея Просьба Айболита о помощи.

Фотографии семинара. Айболит всегда рад помочь Все довольны

Образцы работ детей. (Нестандартные задачи) Капустина Л.

Образцы работ детей. (Логические задачи, нестандартные задачи) Труханов Н Буслаков А.

Образцы работ детей (воображение: дорисуй, чтобы получился предмет) Буслаков А. Осоян А.

Образцы работ детей Слепнева Л

Образцы работ детей Бурдым Н. Труханов Н.

Образцы работ детей Шмельков С. Моторкин М.

Образцы работ детей Буслаков С. Макарова Н.

Диагностика готовности к обучению в школе (март 2004 год)

Диагностика развития познавательных способностей 2класс (конец сентября) уч год.

Диагностика развития познавательных способностей 2 класс (середина мая) уч. год.

Оценка деятельности детей 2 класс ( уч. год)

Диагностика результатов занятий кружка «Математические ступеньки» 3класс уч. год.

Качество знаний по классам 1 полугодие уч.год

Качество знаний за 1 полугодие уч.год (2 класс)

Результаты контрольных работ 4 класс 1-ое полугодие уч. г.

Качество знаний и уровень познавательных способностей Капустиной Елены

Качество знаний и уровень познавательных способностей Слепнёвой Лизы

Качество знаний и уровень познавательных способностей Осояна Антона.

Качество знаний и уровень познавательных способностей Макаровой Наташи

Качество знаний и уровень познавательных способностей Бурдым Наташи

Качество знаний и уровень познавательных способностей Труханова Никиты

Качество знаний и уровень познавательных способностей Буслакова Саши

Качество знаний и уровень познавательных способностей Моторкина Максима

Качество знаний и уровень познавательных способностей Шмелькова Саши

Качество знаний и уровень развития познавательных способностей Буслакова Андрея

Литература Амонашвили Ш. А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса.- М., Дощицына З. Я. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации.- М., Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. – М, Росткнига Банникова Н. С., Ельцова О. Ю. Внеклассная работа. Олимпиады в начальной школе- М., Изд-во НЦ ЭНАС, 2007 (Портфель учителя) Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., Просвещение, 1990.