Развитие познавательных способностей. Коррекционная работа по тренировке психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Обобщение опыта работы учителя начальных классов МОУ «Соболевская средняя школа» Егоровой В. И уч.год
«Делайте себя сами сегодня и каждый день!»-вот основная идея коррекционных занятий по развитию познавательных способностей. Познавательные способности можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное –привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.
Занятия позволяют решать три аспекта цели: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения; формирование и развитие общеучебных навыков; формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. РАЗВИВАЮЩИЙ аспект: развитие речи; развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект: воспитание системы нравственных межличностных отношений(формировать «Я-концепцию»)
Примерное планирование занятий кружка «Математические ступеньки» (68 часов) 4класс уч. год. 1.Диагностика – 2 ч. 2.Нестандартные задания -31 ч. 3.Упражнения по развитию познавательных способностей -31ч. 4.Интеллектуальные конкурсы -2 ч 5.Викторины – 2 ч.
Примерное планирование занятий на сентябрь уч. года года. 4 класс (8 часов) 1-2. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. 3.Развитие концентрации внимания. 4.Логически-поисковые задания. 5. Нестандартные задачи. 6.Тренировка зрительной памяти. 7.Поиск закономерностей. 8. Развитие быстроты реакции мышления.
Модель занятий. «Мозговая гимнастика» (2минуты) 1.Разминка (3-5 минут) 2.Тренировка памяти, мышления, внимания, воображения (10минут) Отдых :упражнения для снятия глазного напряжения ( 2 минуты) 3. Логически- поисковые задания (10 минут) 4. Веселая переменка (3 минуты) 5. Нестандартные задачи ( минут)
«Мозговая гимнастика»- упражнения для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения. «Качания головой» ( упражнение стимулирует мыслительные процессы): Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд) «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» (упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Мозговая гимнастика» (продолжение)-коррегирующая гимнастика для глаз. Моргания (полезно при всех нарушения зрения): моргайте на каждый вздох и выдох. «Вижу палец!»: указательный палец руки держать перед носом на расстоянии см и смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же. Но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз. «Палец двоится» : вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз. До тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша. «Письмо носом»: закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Разминка. Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные долей юмора и поэтому помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности.
Тренировка памяти, внимания, воображения, мышления. Задания на развитие внимания: -лабиринты, - целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. - Выполнение этих заданий способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужно пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух- трехходовые задачи.
Образцы заданий по развитию внимания.
Тренировка внимания, памяти, воображения, мышления (продолжение). Задания, развивающие память: -упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти; -игры, в которых дети учатся применять специальные приёмы, облегчающие запоминание; -упражнения, позволяющие осмысливать и прочно сохранять в своей памяти различные учебные термины и определения. - Все эти задания способствуют увеличению объема зрительного и слухового запоминания, развитию смысловой памяти, восприятия и наблюдательности, закладывают основу для рационального использования сил и времени.
Образцы заданий по развитию памяти.
Тренировка внимания, памяти, воображения, мышления (продолжение) Задания на развитие воображения -упражнения, построенные на материале, включающем задания геометрического характера: -дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого- либо изображения; -выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; -вычерчивание фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды; -выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; -выбор пары идентичных фигур сложной формы; -деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; -складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Образцы заданий по развитию воображения.
Тренировка внимания, памяти, воображения, мышления (продолжение). Задания на развитие мышления: -упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики; - задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями( пошаговое выполнение задания).
Образцы заданий по развитию мышления.
Логически-поисковые задания. Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.
Логически-поисковые задания.
Весёлая переменка. Динамическая пауза в составе занятия не только развивает двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
Нестандартные задачи. Решение творческих задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство этих задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления- то есть развитию творческих способностей у детей.
Нестандартные задачи.
Нестандартные задачи ( задания при подготовке к олимпиадам)
Методическая литература, используемая при подготовке и проведении занятия.
Методическая литература.
Методическая литература
Фотографии районного семинара. ( учебный год) Наши гости. Определи путь по звездам.
Фотографии семинара. Дорога по болоту Оказались на острове Бармалея Просьба Айболита о помощи.
Фотографии семинара. Айболит всегда рад помочь Все довольны
Образцы работ детей. (Нестандартные задачи) Капустина Л.
Образцы работ детей. (Логические задачи, нестандартные задачи) Труханов Н Буслаков А.
Образцы работ детей (воображение: дорисуй, чтобы получился предмет) Буслаков А. Осоян А.
Образцы работ детей Слепнева Л
Образцы работ детей Бурдым Н. Труханов Н.
Образцы работ детей Шмельков С. Моторкин М.
Образцы работ детей Буслаков С. Макарова Н.
Диагностика готовности к обучению в школе (март 2004 год)
Диагностика развития познавательных способностей 2класс (конец сентября) уч год.
Диагностика развития познавательных способностей 2 класс (середина мая) уч. год.
Оценка деятельности детей 2 класс ( уч. год)
Диагностика результатов занятий кружка «Математические ступеньки» 3класс уч. год.
Качество знаний по классам 1 полугодие уч.год
Качество знаний за 1 полугодие уч.год (2 класс)
Результаты контрольных работ 4 класс 1-ое полугодие уч. г.
Качество знаний и уровень познавательных способностей Капустиной Елены
Качество знаний и уровень познавательных способностей Слепнёвой Лизы
Качество знаний и уровень познавательных способностей Осояна Антона.
Качество знаний и уровень познавательных способностей Макаровой Наташи
Качество знаний и уровень познавательных способностей Бурдым Наташи
Качество знаний и уровень познавательных способностей Труханова Никиты
Качество знаний и уровень познавательных способностей Буслакова Саши
Качество знаний и уровень познавательных способностей Моторкина Максима
Качество знаний и уровень познавательных способностей Шмелькова Саши
Качество знаний и уровень развития познавательных способностей Буслакова Андрея
Литература Амонашвили Ш. А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса.- М., Дощицына З. Я. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации.- М., Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. – М, Росткнига Банникова Н. С., Ельцова О. Ю. Внеклассная работа. Олимпиады в начальной школе- М., Изд-во НЦ ЭНАС, 2007 (Портфель учителя) Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., Просвещение, 1990.