Политика государства в сфере образования Наянова М.А. Зав.кафедрой управления и экономики образования КОИРО
повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Стратегическая цель государственной политики в области образования Стратегическая цель государственной политики в области образования
Состояние отечественного образования Тенденции развития мирового образования Проблемы, вызовы, противоречия, существующие в современном образовании Государственнаяполитика в области образования
Образовательная политика в документах 1. Национальная доктрина образования 1. Национальная доктрина образования 10 сентября1999 г. 2. Концепция модернизации образования 2. Концепция модернизации образования 29 декабря 2001 г. 3. Приоритетные направления развития образования 9 декабря 2004 г. 4. Федеральная целевая программа развития образования на годы 23 декабря 2005 г. 5.Современная модель образования 5. Современная модель образования май 2008 г. 6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. 17 ноября 2008 г. 7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 5 ноября 2008 г. 8. Федеральная целевая программа развития образования на годы 7 февраля 2011 г.
основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития Образовательная политика в документах Национальная доктрина образования 1. Национальная доктрина образования 10 сентября 1999 г. Определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года
создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества; кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью; утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики. Национальная доктрина образования 1. Национальная доктрина образования 10 сентября 1999 г. Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества:
Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Образовательная политика в документах 2.Концепция модернизации образования 2. Концепция модернизации образования 29 декабря 2001 г. Определяет цели и основные задачи модернизации образования на период до 2010 года
Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования Образовательная политика в документах 3. Приоритетные направления развития образования 9 декабря 2004 г. Развитие системы непрерывного профессионального образования Развитие системы непрерывного профессионального образования Обеспечение доступности качественного общего образования Обеспечение доступности качественного общего образования Повышение качества профессионального образования Повышение качества профессионального образования
Образовательная политика в документах 4. Федеральная целевая программа развития образования на годы 23 декабря 2005 г. Основная стратегическая цель Программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании организационная основа государственной политики РФ в области образования Принята в целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования
Несоответствие российского образования потребностям общества и экономики вызвано не только недостаточным финансированием, но и несоответствием сложившейся структуры образовательных программ актуальным потребностям. Необходимо вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI века, систему образования глобального инновационного уклада. Несоответствие российского образования потребностям общества и экономики вызвано не только недостаточным финансированием, но и несоответствием сложившейся структуры образовательных программ актуальным потребностям. Необходимо вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI века, систему образования глобального инновационного уклада. Образовательная политика в документах 5.Современная модель образования, 5. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики 8 мая 2008 г. Определяет общую модель модернизации образования, которая могла бы задать облик образования, заложить модель развития образования на ближайшие десятилетия. Определяет
Основные принципы развития системы образования: открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, адресность инструментов ресурсной поддержки, комплексный характер принимаемых решений. Образовательная политика в документах 6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. 17 ноября 2008 г.
Очерчивает направления обновления школы на ближайшую перспективу (представления о школе будущего) Образовательная политика в документах 7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 5 ноября 2008 г. Определяет, каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан? Переориентация системы образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу, обеспечивающих консолидацию российского общества.
Образовательная политика в документах 8. Федеральная целевая программа развития образования на годы 7 февраля 2011 г. Основная стратегическая цель Программы - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ. организационная основа государственной политики РФ в области образования Предполагается, что в результате реализации Программы сформируется вектор на инновационное развитие образования.
Основные противоречия мировых образовательных систем Рост числа значительных изобретений во времени Научить детей жить в мире, которого не знаем сами
Узкому специалисту трудно быть успешным человеком Основные противоречия мировых образовательных систем
Предметное обучение мешает цельности восприятия мира Основные противоречия мировых образовательных систем
Образование должно быть дорогим (чтобы быть качественным), и должно быть дешёвым (чтобы быть доступным) Основные противоречия мировых образовательных систем
Образование должно быть добровольным, но обязательным Основные противоречия мировых образовательных систем
Основные тенденции мирового развития образования Глобальные тенденции мировой системы образования в начале XXI века стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям
Основные тенденции мирового развития образования Глобальные тенденции мировой системы образования в начале XXI века обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности)
Основные тенденции мирового развития образования Глобальные тенденции мировой системы образования в начале XXI века значительное влияние социально- экономических факторов на получение образования (культурно- образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма) культурно- образовательная обособленность отдельных этнических меньшинств разрастание рынка образовательных услуг наличие платных форм получения образования приоритетность образования как объекта финансирования поиск ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии наличие систем грантов на образование
Основные тенденции мирового развития образования Глобальные тенденции мировой системы образования в начале XXI века увеличение спектра учебно- организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся
Основные тенденции мирового развития образования Глобальные тенденции мировой системы образования в начале XXI века разрастание рынка образовательных услуг в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией
Основные тенденции мирового развития образования Глобальные тенденции мировой системы образования в начале XXI века образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира постоянное обновление и корректировка образовательных программ
Основные тенденции мирового развития образования Глобальные тенденции мировой системы образования в начале XXI века отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования
Основные тенденции мирового развития образования Глобальные тенденции мировой системы образования в начале XXI века поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов
Общие тенденции для мирового образовательного пространства начала XXI века переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех углубление межгосударственного сотрудничества в области образования
Общие тенденции для мирового образовательного пространства начала XXI века увеличение в мировом образовании гуманитарнойсоставляющей политология психология социология культурология экология экономика
Общие тенденции для мирового образовательного пространства начала XXI века распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов Формирование поликультурного пространства, ориентированного на развитие человека и цивилизации в целом, открытого для формирования международной образовательной среды, наднационального по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.
учиться узнавать: конструирование своего собственного знания из внешних (информация) и внутренних (опыт, мотивы, ценности) элементов учиться делать: практическое применение изученного учиться жить вместе: стремление к жизни, свободной от любой дискриминации, равная с другими возможность собственного развития, развития своей семьи и местного сообщества учиться быть: умения, необходимые каждому человеку для полного развития собственных возможностей Концепция образования на протяжении всей жизни человека (ЮНЕСКО, 1992 г.) Концепция образования на протяжении всей жизни человека (ЮНЕСКО, 1992 г.)
Состояние общего образования в РФ Состояние общего образования в РФ
Состояние общего образования в РФ 1 млн. 457 тыс. 1 млн. 554 тыс. Численность учителей 58 тыс. 63 тыс. Количество общеобразова- тельных учреждений 14 млн. 17 млн. Численность школьников млн. 200 тыс. 51 тыс. 13 млн млн. 696 тыс. 67 тыс. 21 млн % женщины 9% учителя со стажем до 5 лет 18% учителя пенсионного возраста (данные на 2008 год) 9,610,8 Учеников на одного учителя 10,8 10,812,4
Средняя наполняемость класса Наполняемость класса Медианное значение по др.странам Россия Начальная школа 20 – 2515 Основная школа 23 – 2418 самый низкий В России самый низкий показатель средней наполняемости класса. Маленький размер классов в России нельзя объяснить только большой территорией и высокой долей сельского населения. В странах со схожими характеристиками наполняемость классов в целом соответствует общемировому уровню. Состояние общего образования в РФ
Min (Македония)745 ч. Max (Филиппины)1481ч. В среднем1022 ч. Россия1073 ч. Годовая аудиторная нагрузка школьников (8 класс, данные TIMSS)
Недельная аудиторная нагрузка в школе для учащихся различных возрастных групп 7-8 лет9-11 лет12-14 лет15 лет Медианное значение по странам Россия Российские школьники учатся в неделю не больше, чем их сверстники в других странах, а в течение учебного года даже меньше на 40 – 240 часов. Продолжительность учебного года в России одна из самых коротких в мире. Состояние общего образования в РФ
Число нобелевских лауреатов по физике Количество понятий в программе по физике СШАВелико-британияРоссия Данные на 2011 год 1958 г. П.А.Черенков, И.М.Франк, И.Е.Тамм (СССР) 1962 г. Л.Д.Ландау (СССР) 1964 г. Н.Г.Басов, А.М.Прохоров (СССР) 1978 г. П.Л.Капица (СССР) 2000 г. Ж.И.Алферов (Россия) 2003 г. А.А.Абрикосов (США, Россия), В.Л.Гинзбург (Россия) 2010 г. К.Новоселов (Россия, Великобритания)
Структура общего среднего образования Страны ОЭСРРоссия начальная школа 1-6 классы6 лет1-4 классы4 года основная школа 7-9 классы3 года5-9 классы5 лет старшая школа классы 3 года классы 2 года
Система оценки качества образования Гос. (итоговая) аттестация выпускников средней школы в форме ЕГЭ Гос. (итоговая) аттестация выпускников основной школы формирование единой независимой системы оценки качества образования Независимые мониторинговые исследования Международные сопоставительные обследования Международные олимпиады
Математика ЧтениеЕстествознание Решение проблем Результаты по всем направлениям исследования PISA
ОГРАБЛЕНИЯ ОГРАБЛЕНИЯ В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму и сказал: «Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999 году резко возросло число ограблений». Число ограблений за год 1999 год 1998 год Считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод на основе данной диаграммы? Запишите объяснение своего ответа. Верно выполнили это задание в 2000 г. – 6%, в 2003 г. – 3% российских учащихся. Пример задания теста PISA:
В исследовании TIMMS более высокие результаты России объясняются ориентацией на знаниевую составляющую результатаВ исследовании TIMMS более высокие результаты России объясняются ориентацией на знаниевую составляющую результата В исследовании PISA невысокие результаты России объясняются ориентацией на компетентностную составляющую результатаВ исследовании PISA невысокие результаты России объясняются ориентацией на компетентностную составляющую результата Верно выполнили это задание – 17% российских учащихся. Средний балл по ОЭСР – 29%, max – 43%.
ФГОС совокупность требований основных образовательных программ общего образования В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ОТ УСВОЕНИЯ СУММЫ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ «знай свой предмет и излагай его ясно» «знай свой предмет и умей его средствами создать условия для развития учеников» ФГОС декларирует изменение парадигмы образования:
Расходы на образование от ВВП Затраты на одного школьника (данные на 2002 г.) Расходы на образование от ВВП Затраты на одного школьника (данные на 2002 г.) Экономика системы образования 1970-е – 1980-е 4,8 % 7,0 % ,4 % 3,5 % 20063,9 % Россия1525 $ В среднем 3944 $
Номинальная зарплата в секторе образования Экономика системы образования Средняя по РФ6,9 тыс. руб. (по регионам от 5 до 18 тыс.руб.) 20 тыс. руб Средняя по Костромской области 10,1 тыс. руб.13,9 тыс. руб. (средняя зарплата в экономике региона 13,7 тыс. руб.)
Расходы РФ на образование (данные Минфин РФ) Экономика системы образования Консоли- дирован- ный бюджет 800 млрд. рублей 1,2 трлн. рублей 1,9 трлн. рублей Феде- ральный бюджет 162 млрд. рублей 277 млрд. рублей 310 млрд. рублей 416 млрд. рублей 496 млрд. рублей В 2010 г. на образование потрачено 10,9 % от ФКБ
п.п. Страна(% ВВП) Дата информации Расходы на образование стран мира 2Куба Тунис Норвегия Кыргызстан Саудовская Аравия Франция Соединенное Королевство Эфиопия Соединенные Штаты Финляндия Швейцария Украина Расчет сделан, как % от ВВП 55Вьетнам Белоруссия Монголия Зимбабве Германия Тринидад и Тобаго Греция Россия Япония Индия Армения Турция Экваториальная Гвинея
Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики
Риск инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня! Системные вызовы для российского образования: Несоответствие имеющихся ресурсов масштабам системы образования. Продолжающееся снижение качества. Рост доли слабых преподавателей. Снижение конкурентоспособности на глобальном рынке. Несоответствие структуры сферы образования потребностям экономики. Образование перестало работать как механизм социального перемешивания. Отсутствие инноваций и новаторов в высшей школе. Вызовы-социальные раздражители: Школа перегружает детей знаниями, востребованность которых сомнительна; Школа не обучает полезным умениям (в том числе социальным компетенциям, поиску и оценке информации); Школа слабо воздействует на формирование ценностей. Проблема
Субъекты интересов в сфере образования: Государство Государство Построение принципиально новой системы образовательных институтов, ориентированных на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI века, учитывающих культуру и ресурсы страны. Население Население Получение детьми высшего образования (88-90% респондентов); Готовность оплачивать образовательные услуги (более 50%); Отсутствие готовности контролировать качество образования и участвовать в управлении образовательными учреждениями. Работодатели Работодатели Получение квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро обучаться. Черты новой модели российского образования
Замещение культуры усвоения культурой поиска, дискуссии и обновления. Размывание жестких рамок формальной системы образования; появление новых «несистемных» образовательных институтов: Фокус на необходимости образования в течение жизни. В новой модели образование принципиально понимается как незавершенное. Образование в новой экономике образует ядро карьеры в течение всей жизни. Принципиальные отличия новой модели российского образования научные лаборатории справочные и «рефератные» сайты электронные и интернет-СМИ учебные центры фирм частные консультанты репетиторырепетиторы
Ключевые идеи современной модели образования Базовое образование Неформальное образование Гибкие незавершаемые образовательные траектории Дополнительное образование Формальное образование Идея гибких и незавершаемых образовательных траекторий.
Массовое и всеобщее высшее образование (на уровне бакалавриата) Ключевые идеи современной модели образования компетентность самообразования магистратурамагистратура образование в течение всей жизни
Ориентация содержания образования на формирование: Ключевые идеи современной модели образования креативных и социальных компетентностей готовности к переобучению ориентация на усвоение готовых специализированных знаний
Самостоятельный доступ учащихся к учебным ресурсам и технологиям самообразования. Ключевые идеи современной модели образования
Мотивация, интерес, склонности обучающихся - ключевой ресурс результативности образования. Ключевые идеи современной модели образования
Новый преподаватель Новый педагог: исследовательисследователь воспитательвоспитатель консультантконсультант руководитель проектов Тенденции и задачи: снижение доли «герметичных» учебных заведений; среди рост доли преподавателей-совместителей из других сфер деятельности (наука, бизнес, общественные организации, СМИ, госуправление); преобладание творческих компетенций в труде преподавателя над дидактикой; последовательная селекция педагогического корпуса, ускоренное замещение неэффективных педагогов и адресная поддержка эффективных и перспективных.
Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (на период до 2020 года) Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Принципы современной модели образования Применение проектных методов 2 Открытость к внешним запросам 1 Логика «деньги в обмен на обязательства» 3 Комплексный характер принимаемых решений 6 Конкурсное выявление и поддержка лидеров 4 Адресность ресурсной поддержки 5
III. Облик современной модели образования к 2020 году (задачи) Направление 1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития Направление 1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития Направление 2. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях Направление 2. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях Направление 3. Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях Направление 3. Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях Направление 4. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров Направление 4. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров
Направление 1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития Направление 1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития 1. Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения 2. Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию 3. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи 4. Создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся 5. Развитие финансовых инструментов социальной мобильности обучающихся Приоритетные задачи Приоритетные задачи
1. Создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации 2. Создание условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения 3. Создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся как основы перехода к следующему уровню образования 4. Создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования Направление 2. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях Направление 2. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях Приоритетные задачи Приоритетные задачи
1. Обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода 2. Развитие вариативности образовательных программ 3. Обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития 4. Обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития Направление 3. Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях Направление 3. Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях Приоритетные задачи Приоритетные задачи
1. Создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций 2. Создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования 3. Создание системы поддержки организаций, предоставляющих услуги непрерывного профессионального образования Направление 4. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров Направление 4. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров Приоритетные задачи Приоритетные задачи
Целевой показатель 2009 г.2010 г.2011 г.2012 г. 1.Доля граждан, удовлетворенных полученным образованием (по результатам социологических исследований) 45%50%55%60% 2.Доля обучающихся в современных условиях от общего числа обучающихся на всех уровнях образования 50%60%65%70% 3.Доля населения, получающего услуги непрерывного образования 15%20%23%27% 4.Доля педагогических работников, получающих среднемесячную заработную плату выше среднемесячной заработной платы в экономике по региону, от общего числа педагогических работников 12%18%22%27% 5.Места Российской Федерации в рейтингах по результатам международных сопоставительных исследований качества образования -- В первой полови- не рейтинга Динамика и прогноз значений целевых индикаторов (госпрограмма) Динамика и прогноз значений целевых индикаторов (госпрограмма)
Целевые ориентиры развития образования не менее 10–12 не менее 6–8 3–4 К 2020 г.К 2016 г.К 2012 г. Создание комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов в рамках территориально-производственных кластеров Создание комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов в рамках территориально-производственных кластеров
Целевые ориентиры развития образования увеличение доли средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, не менее чем до 30% введение систем оплаты труда пед. и адм.-упр. персонала ОУ, учитывающих качество и результативность; внедрение новых орг.- правовых форм, обеспечивающих сочетание акад. автономии и гос.-общ. контроля; увеличение доли средств в структуре доходов университетов за счет выполнения НИР (до 25%) перевод всех УОО и не менее 50% УПО на нормативное подушевое финансирование; развитие форм финансирования ОУ, позволяющих сконцентрировать частные и гос. финансовые средства К 2020 г.К 2016 г.К 2012 г. В области финансовых и организационно- правовых форм организаций образования :
Целевые ориентиры развития образования В области непрерывного образования: получение услуг непрерывного образования не менее чем 50% граждан ежегодно создание условий для обеспечения участия в непр. образовании не менее 50% граждан трудоспособного возраста ежегодно; внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного проф. образования К 2020 г.К 2016 г.
Целевые ориентиры развития образования К 2012 году: 9 9 Обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования; Создание в образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов); Разработка стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» на базе современных квалификационных требований к руководителям образовательных организаций и проведение сертификации всех руководителей образовательных организаций; Создание системы общественных рейтингов образовательных организаций, программ непрерывного профессионального образования. Обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования; Создание в образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов); Разработка стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» на базе современных квалификационных требований к руководителям образовательных организаций и проведение сертификации всех руководителей образовательных организаций; Создание системы общественных рейтингов образовательных организаций, программ непрерывного профессионального образования.
Целевые ориентиры развития образования К 2016 году: 10 Усиление позиций российского образования на мировом рынке обр. услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах не менее 10% от объема финансирования системы образования); Введение в действие механизма ЕГЭ на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации в независимых аттестационных центрах; Внедрение системы прозрачного объективного учета достижений выпускников при продолжении образования на последующих уровнях; Обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования; Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях; Институциональное обеспечение во всех муниципальных образованиях поддержки семейного воспитания детей; Обеспечение условий, в которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в верхней трети рейтинг-листа по результатам международных сопоставительных исследований. Усиление позиций российского образования на мировом рынке обр. услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах не менее 10% от объема финансирования системы образования); Введение в действие механизма ЕГЭ на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации в независимых аттестационных центрах; Внедрение системы прозрачного объективного учета достижений выпускников при продолжении образования на последующих уровнях; Обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования; Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях; Институциональное обеспечение во всех муниципальных образованиях поддержки семейного воспитания детей; Обеспечение условий, в которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в верхней трети рейтинг-листа по результатам международных сопоставительных исследований.
Целевые ориентиры развития образования К 2020 году: 11 Увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, не менее чем до 5% от общего числа студентов; Предоставление возможностей всем обучающимся старшей школы осваивать индивидуальные образовательные программы, включая профильное обучение и профессиональную подготовку; Наличие программ развития персонала, включающих финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, не менее чем у 60% предприятий и организаций; Получение услуг дополнительного образования не менее 60% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, не менее чем до 5% от общего числа студентов; Предоставление возможностей всем обучающимся старшей школы осваивать индивидуальные образовательные программы, включая профильное обучение и профессиональную подготовку; Наличие программ развития персонала, включающих финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, не менее чем у 60% предприятий и организаций; Получение услуг дополнительного образования не менее 60% детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Облик современной модели образования к 2020 году Ключевые общесистемные изменения новыйорганизационно-экономическиймеханизм взаимодействие с глобальной сферой образования обеспечение гражданам доступа к образовательным ресурсам кардинальные кадровые изменения принципы управления в системе образования
Ключевые общесистемные изменения – введены налоговые стимулы финансирования получения образования; новый организационно- экономический механизм – значительная часть учреждений образования переведена в статус автономных с сохранением доли гос. финансирования; – все виды ОУ финансируются на основе подушевого принципа; – действует гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующая качество работы; – действует несколько программ поддержки академической мобильности, совместных исследований университетов и бизнеса, инновационных образовательных программ; – развивается конкуренция ОУ разных форм собственности за получение бюджетных и внебюджетных средств.
Ключевые общесистемные изменения – общественность участвует в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы); – учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственном сайте; – по мере восстановления эффективного контракта с преподавателями возрастет роль профессионального (академического) самоуправления. принципы управления в системе образования
Ключевые общесистемные изменения – регулярное участие в международных сопоставительных исследованиях; – активный поиск и использование лучших международных разработок в области технологий и содержания образования; – увеличение импорта и экспорта образовательных услуг; – привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из- за рубежа; – деятельность российских ученых в университетах-партнерах за рубежом. взаимодействие с глобальной сферой образования
Ключевые общесистемные изменения Модернизация содержания и методов обучения на основе эффективного использования возможностей современных ИКТ – увеличение возможности выбора образовательных ресурсов; обеспечение гражданам доступа к образовательным ресурсам – вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования; – смена образовательных технологий и роли учителя, резкое расширение его профессиональной дееспособности.
Ключевые общесистемные изменения повышение конкурентоспособности квалифицированного педагога, повышение заработной платы кардинальные кадровые изменения приток в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников обновление кадрового корпуса системы образования
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕМЕНТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Р Е З У Л Ь Т А Т Дошкольное образование службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания; целевые программы сопровождения детей из семей группы риска; программы раннего развития детей Система раннего развития детей (от 0 до 3 лет) Система раннего развития детей (от 0 до 3 лет) Предшкольное образование (4-6 лет) Предшкольное образование (4-6 лет) Снижение числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышение качества начального образования Снижение числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышение качества начального образования привлечение организаций разной формы собственности к предоставлению услуг дошкольного образования; модернизация технологий дошкольного образования; переподготовка воспитателей Обеспечение высокой готовности детей к школьному обучению, ранняя позитивная социализация
КОМПОНЕНТЫ НОВОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Общее образование Изменение системы подготовки и переподготовки педагогов Переход на принципы профильного обучения Внешняя и внутренняя система оценки качества образования Ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты Расширение сферы дополнительного образования школьников Разделение школьного образования по возрастным ступеням
Р Е З У Л Ь Т А Т КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Общее образование Разделение школьного образования по возрастным ступеням модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам 2015 г. - завершение эксперимента по апробации механизмов обновления внутренней структуры школьного образования 2020 г. - осуществление в масштабах страны перехода к модели разделения по возрастам
Р Е З У Л Ь Т А Т КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Общее образование компетентностный подход – овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений 2015 г. - обновление всех учебных программ и методов обучения с использованием элементов компетентностного подхода Ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты
Р Е З У Л Ь Т А Т КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Общее образование модель построения школьником индивидуальных траекторий 2015 г. - завершение методического и технологического обеспечения широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием ИКТ и возможности получать основы профессионального образования Переход на принципы профильного обучения
Р Е З У Л Ь Т А Т КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Общее образование расширение пространства инициативного действия ребенка 2012 г. - не менее 2 часов дополнительного образования в неделю на каждого школьника 2020 г. - не менее 6 часов дополнительного образования в неделю на каждого школьника Расширение сферы дополнительного образования школьников
Р Е З У Л Ь Т А Т КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Общее образование новые методы оценивания, отражающие достижения и индивидуальный прогресс ребенка 2012 г. - оценка качества работы системы, построенная на выборочном статистическом анализе 2015 г. - единая добровольная цифровая система учета образовательных достижений школьников Внешняя и внутренняя система оценки качества образования
Р Е З У Л Ь Т А Т КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Общее образование развитие сети гуманитарных и классических университетов; профессиональная подготовка и переподготовка в специализированных магистратурах учителей основной и старшей школы развитие сети гуманитарных и классических университетов; профессиональная подготовка и переподготовка в специализированных магистратурах учителей основной и старшей школы обеспечение нового качества образования Изменение системы подготовки и переподготовки педагогов
Непрерывное образование обучение в течение всей жизни - необходимый и значимый элемент современных образовательных систем Неформальное образованиеИнформальное образование курсы, тренинги, короткие программы (на любом этапе образования или профессиональной карьеры) самообразование в насыщенной культурно- образовательной среде
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Это должна быть высокотехнологичная, эффективная, сильная и в то же время добрая школа, добрая по отношению к ученикам и привлекательная для учителей, независимо от их возраста. Д.А.Медведев
6 пунктов президентской инициативы 1.Возможность уже в школе раскрыть свои способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов. 2.Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. 3.Ключевая роль в школе принадлежит учителю. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей. 4.Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно. 5.Приоритет здорового образа жизни. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. 6.Самостоятельность (финансово-хозяйственная и организационно-правовая) школы.
Внедрение трех групп требований: к структуре образовательных программ, к условиям реализации образовательных программ, к результатам их освоения Компетентностный подход Индивидуализация Использование проектных, исследовательских форм Рост значения внеаудиторной занятости учащихся Адекватные инструменты оценки достижений 1. Обновление образовательных стандартов
2. Система поддержки талантливых детей Культивирование талантов из всей школьной среды конкурсы и олимпиады дополнительное образование творческие мероприятия исследования, проекты Эксклюзивное сопровождение интернаты для особенно одаренных детей на базе самых передовых вузов банк данных одаренных детей, отслеживание их достижений слеты одаренных детей индивидуальная образовательная программа одаренного ребенка & очно-заочные школы, программы профильного обучения доступность современных учебников, ЭОР, портфолио очно-заочные школы, программы профильного обучения доступность современных учебников, ЭОР, портфолио
система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации механизмы пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием (с обеспечением ПК и консультационно-методической поддержки) модернизация ПК (система финансирования, содержание) развитие сетевого взаимодействия учителей модернизация системы педагогического образования (возрастание роли психолого-педагогической подготовки, ИКТ-подготовки) новая система аттестации педагогических и управленческих (включая новые квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей) достойное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсионные системы обеспечения учителей, привлечение «пенсионеров» в качестве воспитателей, организаторов самостоятельной и внеклассной работы) 3. Развитие учительского потенциала
Совершенствование оплаты труда Базовая часть Обновление профессионального стандарта и сильная зависимость зарплаты от результатов аттестации Стимулирующая часть Развитие общественного участия в оценке результатов и сильная зависимость размера премий от результатов Социальные льготы Пенсии Подъемные Жилье
3. Развитие учительского потенциала Новые квалификационные характеристики (14 августа 2009 г.): 1.Появление новых должностей – от диспетчера расписания до тьютора 2. Компетентностный подход (профессиональная, коммуникативная, управленческая, правовая): Учителя: -Работа с информационными ресурсами -Использование мультимедийных технологий -Владение методами педагогической диагностики Учителя: -Работа с информационными ресурсами -Использование мультимедийных технологий -Владение методами педагогической диагностики Управленцы: -Проектные технологии -Разрешение конфликтных ситуаций -Ведение документации на электронных носителях Управленцы: -Проектные технологии -Разрешение конфликтных ситуаций -Ведение документации на электронных носителях
3. Развитие учительского потенциала Новые программы ПК и государственные требования к ним (предмет совместного ведения федерации и регионов) Персональные бюджетные сертификаты, модульно-накопительная система, насыщенный рынок услуг ПК (в т.ч. стажировки в школах – победителях ПНПО) Обновление системы повышения квалификации учителей Углубление практики («педагогическая интернатура») Присоединение педвузов к классическим университетам, развитие двухуровневой системы Обновление педобразования
обновление норм проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарных правил и нормативов питания, требований к организации медицинского обслуживания учащихся, к обеспечению школьной безопасности отработка эффективных механизмов организации подвоза учащихся (включая совершенствование транспортных средств, повышение их безопасности) создание адаптивной безбарьерной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов 4. Современная школьная инфраструктура
5. Здоровье школьников Разгрузка Индивидуальный подход к каждому ученику Уменьшение объема образовательных программ (снижение количества часов) Рост доли реализации проектов, социальных практик, деятельностей в структуре образовательной программы Внутри уроков Вместо части уроков Создание стимулов для здорового образа жизни Жесткий индивидуальный контроль за здоровьем Портфолио Индивидуальные образовательные программы Тьюторы Карта здоровья Контроль за питанием («школьное молоко») Диспансеризация
6. Самостоятельность школы Усиление финансово- хозяйственной самостоятельности (расходование финансовых средств) Изменение организационно- правовой формы (автономные учреждения) Сокращение требуемой отчетности школ – победителей ПНПО (с условием открытости информации о качестве результатов работы) Равенство государственных и частных школ; Привлечение к управлению школами частным инвесторов Равенство государственных и частных школ; Привлечение к управлению школами частным инвесторов Развитие деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении Развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы
Федеральная целевая программа развития образования на годы Федеральная целевая программа развития образования на годы
I.Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации II.Обоснование целесообразности решения проблемы программно- целевым методом III.Предварительный анализ итогов реализации Федеральной целевой программы развития образования на годы с учетом результатов проекта "Образование" IV.Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно- целевого метода V.Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы VI.Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно- целевым методом VII.Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам на вариантной основе Концепция ФЦПРО (содержание) Концепция ФЦПРО (содержание)
VIII.Предложения по объемам и источникам финансирования Программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе IX.Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы X.Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы XI.Предложения по государственным заказчикам - разработчикам Программы XII.Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе XIII.Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы XIV.Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы Концепция ФЦПРО (содержание) Концепция ФЦПРО (содержание)
I.ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ II.МЕТОДИКА СБОРА ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ И РАСЧЕТА ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ Методические подходы к определению целевых индикаторов федеральной целевой программы развития образования на гг. Методические подходы к определению целевых показателей федеральной целевой программы развития образования на гг. Базовые значения показателей, рассчитанные на основе методов экспертной оценки III.ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ IV.ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ V.ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ ФЦПРО (Приложения) ФЦПРО (Приложения)
модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ Цель и задачи ФЦПРО
Из федерального бюджета Объем финансирования ФЦПРО Объем финансирования ФЦПРО ,2 млрд. рублей За счет средств бюджетов субъектов РФ 67 млрд. рублей За счет внебюджетных источников 16,6 млрд. рублей
Этапы ФЦПРО этап: гг. 2 этап: гг. формирование стратегических проектов развития образования для реализации субъектами РФ, ОУ при федеральной поддержке Результат: Получение устойчивых моделей преобразований для дальнейшего массового преобразований для дальнейшего массового внедрения, оценка их результативности, сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов, социально-экономических условий завершение стратегических проектов, обеспечение последовательных изменений в образовании на всей территории РФ Результат: Массовое внедрение всех утверждённых по итогам выполнения первого этапа ФЦПРО успешных моделей и механизмов, наличие новой инфраструктуры в образовательной среде
Для решения задачи будут проведены мероприятия: ЗАДАЧА: модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития достижение во всех субъектах РФ стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей
ЗАДАЧА: приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда Для решения задачи будут проведены мероприятия: разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов РФ поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов распространение во всех субъектах РФ современных проектов энергосбережения в образовательных учреждениях улучшение материально-технической базы сферы профессионального образования
ЗАДАЧА: развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг Для решения задачи будут проведены мероприятия: обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов создание единой информационной системы сферы образования создание условий для развития гос. и общ. оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ
п/п Показатели Единица измерения Базовое значение (2010 год) 2011 год 2012 год2013 год2014 год Конечное значение (2015 год) 1. Уровень доступности образования, в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья. %6264,56871, Уровень соответствия образования современным стандартам. % Целевые индикаторы ФЦПРО Целевые индикаторы ФЦПРО