Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства
\ Условия комфортности на уроке ИЗО Уроки изобразительного искусства проводятся в специализированных кабинетах Рабочее место у учащихся на уроке– мольберты. Во время урока осуществляется контроль за посадкой учащихся в процессе творческой деятельности.
Санитарно-гигиенические условия комфортности на уроках ИЗО Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, влажная уборка, озеленение. Комфортный для человека уровень шума-10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах»-это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия. Использование видеоэкранных средств обучения с учетом гигиенических правил.
Психологические условия комфортности на уроках ИЗО Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении. Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса. Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе. Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.
Здоровьесберегающие компоненты на уроке ИЗО: Динамические паузы, физкульминутки для глаз, например, рисуем глазами (нач. школа) Применение игровых моментов с движениями учащихся (нач. школа) Элементы релаксации (например, использование аудио записей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй») Свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения практической работы ( налить воду в стакан, вымыть кисточки, руки; выбросить бумажки и т. д.) Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока) Чередование видов учебной деятельности Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны, актуальности
Здоровьесберегающие компоненты на уроке ИЗО: Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др. Плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более-80% Темп завершения урока спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы Учитель комментирует домашнее задание (объем, «опасные места». Наличие выбора) Система оценивания. Внимание! Стрессогенная ситуация. Три варианта оценивания: 1. Ученик (самооценка) 2. Ученик-ученик (взаимооценка) 3. Ученик-учитель (корректирующая оценка )
Сенсорное развитие ребенка на уроках ИЗО - Развитие чувствительности пальцев рук - Активизация процессов воображения и представления - отображение своих ощущений на бумаге - Формирование детской способности видеть(дерево) - Использование метода « вживления» в образ через движение (кошка) - Авангардный автопортрет - Рисование японских стихов - Формирование детской способности слушать и воспринимать звуки - Визуализация полученных впечатлений; - Обыгрывание художественными средствами представленного образа
Сенсорное развитие ребенка на уроках ИЗО - Релаксация как метод расслабления; -Использование техники медитативного рисования; -Раскрытие творческого потенциала ребенка
Сенсорное развитие ребенка на уроках ИЗО -Использование разнообразных психотерапевтических техник, направленных на развитие фантазии и воображения детей (например, метод направленных фантазий); «Арт- терапия» (лечение изобразительным творчеством) - метод, развивающий потенциальные творческие возможности ребенка.