Урок с использованием информационных технологий Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В. Сухомлинский дир. по УВР О.А.Зиновьева
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Ученики в состоянии воспринимать такие уроки. Основная проблема в учителях – не все из них готовы использовать ИКТ на своих уроках. дир. по УВР О.А.Зиновьева
Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. дир. по УВР О.А.Зиновьева
Такому уроку свойственно следующее: 1. принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; 2. управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; 3. интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. 4. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; 5. поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; 6. неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики. Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН дир. по УВР О.А.Зиновьева
При этом компьютер выполняет следующие функции: 1. в функции учителя компьютер представляет собой: источник учебной информации; наглядное пособие; тренажер; средство диагностики и контроля. 2. в функции рабочего инструмента: средство подготовки текстов, их хранение; графический редактор; средство подготовки выступлений; вычислительная машина больших возможностей. дир. по УВР О.А.Зиновьева
Преимущества использования ИКТ 1. индивидуализация обучения; 2. интенсификация самостоятельной работы учащихся; 3. рост объема выполненных на уроке заданий; 4. расширение информационных потоков при использовании Internet; 5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером; 6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент; 7. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера; 8. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика; 9. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе; 10. Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности дир. по УВР О.А.Зиновьева
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ 1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах. 2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры. 3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя. 4. Отсутствие контакта с учителем информатики. 5. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет. 6. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий. 7. Не хватает компьютерного времени на всех. 8. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках. 9. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п. 10. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. дир. по УВР О.А.Зиновьева
Сегодня компьютер – мощный инструмент, позволяющий решать новые дидактические задачи, внося разнообразие в учебный процесс, значительно повышающий мотивацию обучения, помогающий более продуктивно внедрять личностно – ориентированное обучение, в частности метод проектов, проблемные, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве. Компьютерные технологии позволяют структурировать и более лаконично отражать очень объемные по информации темы. Использование компакт-диска дает возможность обогатить изучаемый материал иллюстрациями и повысить мотивацию обучения. дир. по УВР О.А.Зиновьева
С появлением компьютерных интерактивных средств обучения появляются новые формы учебной деятельности, такие, как: регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка и преобразование электронной информации об изучаемых объектах, явления, процессах; передача различными способами больших объемов электронной информации, представленной в мультимедийной форме; выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с моделями различных объектов, явлений процессов, созданными современными компьютерными средствами и представленными на экране монитора. дир. по УВР О.А.Зиновьева
Использование возможностей ИКТ в образовательном процессе способствует: активизации познавательной, творческой деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов; развитию навыков самообразования и самоконтроля; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности, учащихся на уроках и во внеурочное время; приобретению навыков работы на компьютере. дир. по УВР О.А.Зиновьева
Таким образом, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь главной цели, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонней развитой личности. дир. по УВР О.А.Зиновьева
С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется целесообразным разделить эти уроки на пять групп. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения. дир. по УВР О.А.Зиновьева
1. Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков – один из самых распространённых на сегодняшний день. Для его проведения требуется наличие предметного кабинета, оснащённого компьютером и проектором или переносной вариант этой техники. На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам. Ещё более популярным стало создание учителем презентаций к своим урокам. Появление современных ЦОР, представляющих собой собрание таких материалов, простой способ обращения к ним, позволяет сделать учителю, владеющему основами ИКТ очень интересные и качественные презентации практически к любому уроку. Уроки такого типа просто незаменимы сегодня. К.Д.Ушинский говорил: Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. дир. по УВР О.А.Зиновьева
2. Уроки компьютерного тестирования. Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. дир. по УВР О.А.Зиновьева
3. Уроки тренинга или конструирования. Этот тип уроков проводится в компьютерном классе. Программным обеспечением является какая- либо компьютерная среда, позволяющая решать определённый тип задач. Как правило, на уроках математики это тренажёр для решения задач определённого типа или среда для решения конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с какой то конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения какой-то конструктивной цели. дир. по УВР О.А.Зиновьева
4. Интегрированные уроки. Интегрированные уроки проводятся, как правило, в компьютерном классе, где учащиеся имеют доступ к компьютерам. Используя возможности стандартных программ MS-OFFIC, они проводят целый ряд расчётных операций, позволяющих сделать количественный анализ какого либо процесса, например, найти приближённое решение любого трансцендентного уравнения с любой степенью точности или вычислить площадь криволинейной трапеции, найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке и т.д. На таких уроках можно смоделировать некоторый процесс и произведя необходимые расчёты сделать определённые выводы. Такой урок обычно проводят учитель предметник и учитель информатики. Учитель предметник ставит задачу, вместе с учащимся анализирует промежуточные и итоговые результаты, делает выводы. А учитель информатики помогает учащимся построить математическую модель процесса и выполнить все необходимые расчёты по этой модели. В школьной программе немало тем, которые полезно рассматривать одновременно с точки зрения нескольких наук, именно в таких случаях интегрированные уроки достигают своей цели. дир. по УВР О.А.Зиновьева
5. Уроки с использованием компьютерных коммуникаций. Для проведения таких уроков необходимо наличие компьютерного класса, локальной сети и свободный доступ в Интернет. На таких уроках учащиеся, как правило, работают в группах над каким-либо общим проектом. В результате работы в группах создаются мини-проекты, которые по сети собираются в единое целое, и затем идёт обсуждение всего проекта. дир. по УВР О.А.Зиновьева
«Время – великий учитель». Эдмунд Бёрк Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. дир. по УВР О.А.Зиновьева
Использование информационных и коммуникационных технологий на уроке позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. дир. по УВР О.А.Зиновьева
Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня, ИКТ уверенно завоёвывают себе место не только в учебном, но и в воспитательном, методическом и управленческом процессах школы. дир. по УВР О.А.Зиновьева
Работать по - новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования. Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно – значит, нас по праву можно назвать творческими людьми. Джеймс Алан Гарднер дир. по УВР О.А.Зиновьева
Классный час о вреде курения. дир. по УВР О.А.Зиновьева